Почему Россия может потерять статус экспортера нефти к 2035 году
При нынешнем положении отрасли Россия к 2035 году может утратить до 40% своего нефтедобычного потенциала. Правительство совершенно не намерено серьезно менять это положение, если не считать невнятных планов налогового «стимулирования»
Читаю в солидном американском издании: «Россия станет главным бенефициаром санкций против Ирана. Российские нефтяные компании забирают себе традиционных покупателей иранской нефти». Прочитав, спохватываюсь, потому что невольно, имея за плечами четверть века анализа нефтегазовой отрасли, пытаюсь тут же понять, о каких покупателях и каких объемах нефти может идти речь. И что-то не вытанцовывается…
Для начала стоит вспомнить, что у России два рынка сырой нефти, где она продает два очень разных по физическим характеристиками сорта нефти. На запад через Черное море, Балтику и по трубопроводной системе «Дружба» идет традиционная смесь Urals, а в восточном направлении — смесь ESPO, более легкая и менее сернистая, чем Urals.
Это, кстати, очень чувствительный момент для нашей нефтяной торговли, поскольку уход легких малосернистых сортов на восток лишает нефтепроводную монополию «Транснефть» возможности поддерживать стандартные характеристики Urals путем подмешивания легкой нефти к тяжелой, в основном поступающей из Поволжья. На ухудшающееся качество западной экспортной смеси уже жалуются покупатели в Европе.
Начнем с востока, где главным покупателем российской нефти выступает Китай. Вроде бы отказ китайцев от импорта иранской нефти должен благоприятно сказаться на России, которая могла бы увеличить поставки, но этому мешает ряд обстоятельств. Разберемся в них подробнее (простите за обилие цифр).