Победа на научном фронте Первой мировой. Кто придумал противогаз
Десять — «удовлетворительно», восемь — «хорошо», семь — «отлично». Во время тренировок офицерского состава при надевании противогаза счет идет на секунды. Чем быстрее, тем больше шансов, что в боевых условиях во время химической атаки человек останется жив. «Сноб» продолжает проект «Кто придумал», посвященный научным достижениям советских и российских ученых. В пятом материале серии рассказываем о противогазе: почему без него было не обойтись во время Первой мировой, кто взялся за разработку средства защиты и как вышло, что первые противогазы, закупленные российской армией, практически не защищали военных.
С чего все началось
Шла Первая мировая война. Противостояние Тройственного союза (Германия и Австро-Венгрия) и Антанты (Великобритания, Франция и Российская Империя) становилось все более ожесточенным. Впрочем, говорить о серьезных военных успехах ни одной из сторон не приходилось. Чтобы переломить ситуацию, 22 апреля 1915-го у бельгийского города Ипр немецкие войска, нарушая все принципы международного права (в том числе Гаагскую конвенцию 1899 года), провели первую в истории операцию с применением химического оружия. Около пяти часов вечера солдаты Антанты заметили, что со стороны укреплений противника появилось желто-зеленое облако. Как станет известно позже, за несколько минут Германия выпустила около 160–180 тонн хлора. В результате химической атаки 5 тысяч человек погибли, еще 15 тысяч пострадали (по некоторым данным, около половины из них остались инвалидами).
Немецких солдат от действия хлора спасали сложенные в несколько слоев и пропитанные абсорбирующими реагентами марлевые повязки. Для защиты своих солдат страны Антанты начали массово шить такие же: марлю при этом пропитывали раствором, нейтрализующим хлор. Однако в следующих химических атаках (немецкая сторона, несмотря на международное осуждение, после Ипра проводила их все чаще) Тройственный союз стал использовать и другие газы, в том числе фосген. Простые повязки от него не защищали. Тогда параллельно с военным фронтом Первой мировой развернулся научный: химики из Великобритании, Франции и России экспериментировали с десятками различных соединений, которые могли бы защитить солдат от ядовитого газа. Лучшее решение предложил руководитель Центральной лаборатории Министерства финансов в Петербурге, профессор Николай Зелинский.