Такси. День знаний
Остановит ли новый закон рост цен на проезд
С 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси. Он призван разрешить накопившиеся сложные противоречия в отрасли, а также остановить набравший скорость рост цен на поездки на машинах с шашечками.
Вступающий в силу 1 сентября новый закон о такси имеет ряд принципиальных положений, важных для развития таксомоторной отрасли. Прежде всего речь идет о либерализации выхода на рынок услуг частных пассажирских легковых перевозок. Сейчас, чтобы официально стать таксистом, нужно как минимум обладать статусом индивидуального предпринимателя или же устроиться в качестве наемного сотрудника в один из многочисленных таксопарков. Новый закон разрешает таксомоторные перевозки самозанятым водителям. Такой юридический статус получить гораздо проще. Для получения разрешения работать в такси самозанятому нужно лишь оставить заявку на портале «Госуслуги».
Регулятор надеется, что таким образом в такси активизируется приток новых игроков, а либеральные правила помогут вывести из тени нелегальных перевозчиков. Минтранс РФ признает, что в настоящее время около 25% всего рынка такси сейчас находится в теневой зоне и нужны срочные меры для легализации так называемых бомбил. Однако развитие таксомоторных услуг сейчас буксует не только из-за бюрократической казуистики — в отрасли накопился ряд серьезных противоречий между водителями, агрегаторами, страховыми компаниями, которые толкают вверх цены на услуги перевозок и тормозят развитие отрасли.
Отрасль жмет на тормоза
До последнего времени объем рынка услуг такси в России рос довольно динамично. По оценкам аналитической компании BusinesStat, в 2019 году общая выручка операторов такси в России достигла 895 млрд руб., что на 16% больше, чем годом ранее. Правда, по отрасли ударила пандемия коронавируса: в 2020 году объем рынка сжался на 3,5%, до 863,5 млрд руб. Но в 2021 году рынок отыграл сокращение и вырос на 14,6%, до 990 млрд руб.
В прошлом году у рынка такси началось торможение: он показал отрицательную динамику, сократившись на 0,5%, до 985 млрд руб. Причиной стал ряд неприятных факторов, главный из которых болезненный рост цен.
Аналитики говорят, что в текущем году рост цен на такси усилился особенно. Например, по оценкам исследовательской компании «Чек Индекс» (входит в «Платформу ОФД»), за первые шесть месяцев 2023 года средняя цена поездки на такси в Москве составила 771 руб. Для сравнения: по итогам июня прошлого года в среднем за поездку на такси в столице платили менее 700 руб., то есть рост составил более 10%. Аналитики Tinkoff Data говорят о росте среднего чека по Москве на 15% за первое полугодие 2023 года. В среднем по России, по оценкам Tinkoff Data, цена одной поездки за этот же период выросла на 11%, до 293 руб.
С ростом цен пока растут доходы и самих таксистов. По данным транспортной компании «ГТК Холдинг», по итогам прошлого года средняя выручка одного такси в России за восьмичасовую рабочую смену составила 5,6 тыс. руб. Это более чем вдвое больше, чем в 2019 году, когда один таксист за смену получал 2,5 тыс. руб. Специалисты «ГТК Холдинга» говорят, что чистый доход таксиста сейчас составляет 35–40% от выручки. Однако участники рынка опасаются, что скоро из-за роста цен начнут падать и их доходы: рост цен снижает привлекательность услуг перевозок для широкого круга потребителей. Многие из них все чаще жалуются на дороговизну. Например, в социальных сетях говорят о том, что лишний раз вынуждены думать: вызывать такси для повседневных поездок или же воспользоваться услугами общественного транспорта.
Дорогой мой автомобиль
Помимо сиюминутных проблем типа сбоев в работе навигации в крупных городах рост цен на такси в России обусловлен фундаментальными причинами, связанными с общей экономической обстановкой, где дорожают многие услуги и товары. На неразрывно связанном с сервисом такси автомобильном рынке рост цен за последний год особенно заметен. Два года назад цены на автомобили росли из-за пандемийных ограничений, с прошлого года — из-за санкционного давления.
По данным «Автостата», средняя цена нового легкового автомобиля в России по итогам первого полугодия текущего года достигла небывалых 2,68 млн руб. В 2020 году показатель был в полтора раза меньше — 1,68 млн руб. Растут цены на автомобильные запчасти и техническое обслуживание.
«Таксопарки вынуждены корректировать цены из-за удорожания обслуживания автомобилей, роста цен на автозапчасти и другие косвенные расходы. Например, стоимость ремонта карданного вала на один из популярных автомобилей в тарифах такси „бизнес“ — Audi A6 — за последний год в среднем выросла на 25–30%, что не может не сказаться на росте тарифов»,— комментирует Александр Приходько, директор по развитию автосервисной компании «КарданБаланс». Другая причина роста цен, на его взгляд, простой автотехники из-за невозможности ремонта, а также замена одних автомобильных марок на другие. Это влияет на цены поездок в тарифах «эконом» и «комфорт». На дороге становится все меньше Hyundai Solaris и Kia Rio свежего года выпуска, взамен которых таксопарки активно закупают Chery Tiggo и другие авто китайского производства. Такие инвестиции частично перекладываются на конечного потребителя.