Разбираемся, как устроен дружественный бартер в российской культурной жизни

ForbesОбщество

По дружбе: как бартерные отношения помогают выживать российской культуре

Как устроена бартерная экономика в культуре и каковы ее объемы? Можно ли устроить масштабное мероприятие с нулевым бюджетом, если у вас много связей в «нужных местах»? Forbes Life разбирается, как устроен дружественный бартер в российской культурной жизни

Марина Анциперова, Марина Лапкина

1-vrlab.jpg__1566987645__95304.jpg
Проекты в VR невозможно показать и увидеть без соответствующего оборудования, поэтому бартер с техническими партнерами дает возможность экспериментировать с этим форматом.

Чтобы объяснить, как работает бартер в культурной сфере, возьмем гипотетический пример из жизни маленького музея с небольшим бюджетом, который живет на государственное финансирование. Для сложных экспозиций или концерта во дворе музея может понадобится серьезное экранное оборудование. Его в случае бартерного соглашения может предоставить партнер (сумма будет напрямую зависеть от масштаба застройки и технических параметров оборудования: может потребоваться экран за 100 000 рублей, а порой затраты на оборудование могут доходить и до нескольких миллионов). Беря эти расходы — полностью или частично — на себя, партнер получает возможность прямой рекламы в экспозиции и коммуницирует с аудиторией как бренд, который поддерживает искусство. Для музея же это шанс серьезно сократить расходы на мероприятие.

Для маленькой культурной институции бартер может оказаться спасением: закрывается часть трат, связанных не только с техническим оснащением экспозиции, но и производством полиграфии (печать афиш, буклетов, флайеров может составлять от 50 000 до 700 000 рублей), созданием арт-объектов (от 300 000 до нескольких миллионов), организацией бара и фуршета, PR-кампанией. Для партнера — это возможность поддержать достойное событие, выйти на новую аудиторию, получить имиджевые бонусы как бренд, поддерживающий креативные форматы, а для кого-то такое сотрудничество — форма реализации программ социальной ответственности.

Товар — на пиар

Алена Бочарова, основатель проекта Beat Film, рассказывает, что по такому принципу в этом году была устроена организованная в рамках фестиваля VR-выставка, занимавшая целый этаж Мультимедиа Арт Музея на Остоженке. «Проекты в VR невозможно показать и увидеть без соответствующего оборудования, поэтому бартер с техническими партнерами для нас служит гарантией того, что мы в принципе можем позволить себе экспериментировать с этим форматом. В этом году у нас было три технических партнера: компания HTC предоставила шлемы виртуальной реальности, MSI — компьютерное оборудование, Great Gonzo — техническую поддержку. Понятно, что если бы не было этих партнерств, то и так довольно существенный бюджет VR-выставки увеличился бы на несколько миллионов».

По словам управляющего директора MARKA Ольги Степановой (ее компания занимается проектами на стыке культуры и бизнеса), за последние годы бюджеты, которые выделяют как государственные институции, так и частные компании на культурные проекты, существенно снизились, поэтому многим компаниям часто бывает выгодно именно бартерное сотрудничество. Вероника Кандаурова, пиар-директор государственного музея ММОМА, отмечает, что все рекламные кампании в нем проходят по бартеру: «Выставочные проекты часто финансово поддерживают компании, которые хотят быть упомянутыми в медиа. Однако отдельного бюджета на поддержку в медиа у этих компаний нет. И получается такой порочный круг: тебе надо и про выставку рассказать, и про партнера, и чтобы все бесплатно и интересно. Примерно так же это работает с некоммерческими партнерствами, но не с медиа, а с различными платформами, брендами, ресторанами. В подобных коллаборациях музей расплачивается временем и объемом интеллектуальной деятельности своих сотрудников».

Ресурсы — на медиа

Рекламные проекты и работа с медиа — пожалуй, одно из главных направлений бартерного сотрудничества. По словам независимого пиар-консультанта Екатерины Ярмаховой, формат бартера применим далеко не ко всем проектам. Адекватным форматом может быть работа по бартеру с соцсетями — например, предоставление того или иного продукта для публикации. Например, если пост у инфлюенсера обычно стоит 15 000 рублей, то ему можно предложить эквивалент этой суммы в продукте или услугах. В культурной индустрии это может быть посещение показов в определенном количестве или на определенный срок — например, приглашение на закрытые события или превью, абонемент на несколько посещений показов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
«Толчок коленом в зад»: как бизнес отреагировал на полученное ФСБ разрешение использовать амнистию капитала «Толчок коленом в зад»: как бизнес отреагировал на полученное ФСБ разрешение использовать амнистию капитала

Декларации об амнистии капитала могут стать обвинительным аргументом

Forbes
Их разыскивает Интерпол: какие инструменты защиты действуют при экстрадиции Их разыскивает Интерпол: какие инструменты защиты действуют при экстрадиции

Какие существуют инструменты защиты для тех, кто объявлен в международный розыск

Forbes
Правило 46: Больше грязи – больше связи Правило 46: Больше грязи – больше связи

Наш гуру Алексей Ситников настаивает, что «чистый» и «экологичный» — разные вещи

Tatler
Глобализация по-азиатски: как Восток диктует моду, финансы и контент Глобализация по-азиатски: как Восток диктует моду, финансы и контент

Почему Запад больше не задает моду, а учится у Азии

Правила жизни
Меган Маркл в платье выше колен нарушила протокол на встрече со студентами Меган Маркл в платье выше колен нарушила протокол на встрече со студентами

Герцогиня Сассекская встретилась со студентами университета Йоханнесбурга

Cosmopolitan
«Комфорт и развитие — несовместимые понятия». Карьерные советы главы IBM в России «Комфорт и развитие — несовместимые понятия». Карьерные советы главы IBM в России

«Работа в «пожарном» режиме отвлекает от стратегически важного»

Forbes
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Звезда фильма «Москва слезам не верит» спасает мужа от тяжелой болезни Звезда фильма «Москва слезам не верит» спасает мужа от тяжелой болезни

40-летняя Наталья Вавилова в этом году все силы отдает борьбе за здоровье мужа

Cosmopolitan
Уехал и не заметил: как потерять права из-за простой невнимательности Уехал и не заметил: как потерять права из-за простой невнимательности

Водителю, который притер чужую машину и не заметил аварии, грозит лишение прав

РБК
Джим Керри и Робин Уильямс – главные экспериментаторы 1990-х Джим Керри и Робин Уильямс – главные экспериментаторы 1990-х

Актеры знают, как удивить окружающих без макияжа и кучи блесток

GQ
Кручу-верчу: как красиво завязать палантин Кручу-верчу: как красиво завязать палантин

Палантин – это элегантный аксессуар, добавляющий образу томность и загадочность

Cosmopolitan
Как правильно готовить кофе с коньяком: классные рецепты, польза и вред Как правильно готовить кофе с коньяком: классные рецепты, польза и вред

Все, что нужно знать о бодрящем и согревающем напитке — кофе с коньяком

Playboy
Встретимся у фонтана? Встретимся у фонтана?

Бразилия «выпускает» не только сериалы, но и моделей, причем какого уровня!

Cosmopolitan
«Кто хочет стать миллионером»: как самая популярная телевикторина в истории исполняла мечты, калечила судьбы и доводила людей до безумия «Кто хочет стать миллионером»: как самая популярная телевикторина в истории исполняла мечты, калечила судьбы и доводила людей до безумия

Как передача для интеллектуалов перевернула сознание россиян

Esquire
Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем

Можно ли доверять инстаграм-аккаунтам фитнес-марафонов?

РБК
Про животных и людей. Почему мучение котенка нам важнее, чем издевательства над школьником Про животных и людей. Почему мучение котенка нам важнее, чем издевательства над школьником

Человека допустимо унижать, а унижающие нуждаются в понимании и сочувствии

СНОБ
Как выбрать тоник для волос и как им пользоваться Как выбрать тоник для волос и как им пользоваться

Рассказываем, какими бывают тоники и как их правильно использовать

Cosmopolitan
Электрический триммер: какой выбрать для дома и дачи? Электрический триммер: какой выбрать для дома и дачи?

Какой электрический триммер лучше купить для дачи: рейтинг лучших моделей

CHIP
Прицел на результат: что поможет крупному бизнесу выжить в эпоху тотальных перемен Прицел на результат: что поможет крупному бизнесу выжить в эпоху тотальных перемен

В чем нуждается бизнес и как должен преобразиться консалтинг

Forbes
Эпоха Airbnb: как одна компания вырастила новый рынок Эпоха Airbnb: как одна компания вырастила новый рынок

В чем уникальность бизнес-модели сервисов из «вселенной Airbnb»?

Forbes
Наше все Наше все

Квартира, которая стала настоящим воплощением русского юмора во всей его красе

AD
Кому с 1 октября станет сложнее получить кредит в банке Кому с 1 октября станет сложнее получить кредит в банке

Для клиентов, желающих взять кредит, будет рассчитан уровень долговой нагрузки

Forbes
Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме» Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме»

Помощник президента назвал «путинизм» «хорошо работающим методом властвования»

Forbes
Когда их тянет на вредное… Когда их тянет на вредное…

Почему детей тянет на вредное, и нужно ли с этим бороться?

Здоровье
Элис Макдермот: Девятый час. Отрывок из книги Элис Макдермот: Девятый час. Отрывок из книги

Первая глава романа Элис Макдермот «Девятый час»

СНОБ
Вкусная диета — стол № 5: меню, отзывы, вкусные рецепты Вкусная диета — стол № 5: меню, отзывы, вкусные рецепты

Как использовать лечебную диету для похудения?

Cosmopolitan
Когда защемило в груди Когда защемило в груди

Боль за грудиной – неприятный симптом, который может говорить о разных болезнях

Здоровье
«Половина наших покупателей — миллениалы»: президент Cartier о шеринг-экономике и новом поколении потребителей люкса «Половина наших покупателей — миллениалы»: президент Cartier о шеринг-экономике и новом поколении потребителей люкса

Президент Cartier о том, как мир меняет каждого из нас

Forbes
Юлия Михалкова: «Вокруг много привлекательных и умных мужчин. Но все не мое» Юлия Михалкова: «Вокруг много привлекательных и умных мужчин. Но все не мое»

Юлия Михалкова рассказала, кто занял ее сердце и на что она не потратит деньги

StarHit
Открыть в приложении