«Я не феминистка»: почему нас так пугает это слово (и зря)
В комментариях к любому относительно взвешенному тексту о феминизме, равноправии и женском вопросе часто можно встретить фразы вроде: «Я феминисткой себя не считаю, но абсолютно согласна…». И это удивляет: если вы соглашаетесь, вы и есть феминистка — так почему же не хотите так себя называть? Об этом колонка культуролога и феминистки Анны Топилиной.
Феминизм — движение инклюзивное и широкое, почему же многим женщинам так важно подчеркивать свою к нему непринадлежность, невзирая на фактическую общность взглядов и ценностей? Я подумала и выделила четыре основные причины.
Недостаточная осведомленность и негативные ассоциации
К сожалению, феминистическое движение до сих пор окружено целым набором мифов, с которыми большинство женщин отказывается отождествляться. Феминизм ассоциируется с ненавистью к мужчинам, внешней непривлекательностью, агрессивностью и мужеподобностью. Феминисток обвиняют в бессмысленной борьбе с ветряными мельницами и надуманными проблемами («вот в былые времена был феминизм, за право голоса боролись, а теперь-то что, глупости одни»).
Им только дай что-нибудь запретить, упразднить или измазать менструальной кровью. Не без помощи медиа в общественном сознании прижился образ феминисток как некрасивых злобных фриков с проблемами в сексуальной сфере, которые мечтают запретить мужчин и единолично править миром. И нет ничего удивительного, что женщины, не знакомые близко с реальным феминистическим движением и его представительницами, не хотят ассоциироваться с этим «ругательным словом».
На полочку мифов можно положить еще один небольшой, но важный фактор. Многие женщины уверены, что феминистки борются за то, чтобы женщины добровольно-принудительно стали самостоятельными и сильными, эдакими «мужиками в юбках», спустились в забой, подняли шпалу и понесли. «Но куда нам еще шпалу, если у нас уже есть работа и вторая смена по дому и с детьми? Мы хотим цветов, платье и возможность мечтать о том, что придет прекрасный принц и мы сможем хоть немного отдохнуть на его сильном плече», — вполне рационально возражают они.