«Платье мести» принцессы Дианы и смокинг Хоакина Феникса: как донести скрытые послания с помощью одежды

Мы точно знаем, что одежда — это текст: уместность «интонации» и «выражений» определяется дресс-кодом, официальным или негласным. Такая рамка дает отличную возможность для личного высказывания — так, например, скрытые послания брошей главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной то и дело пытаются связать с решениями, касающимися денежно-кредитной политики. Forbes Life рассказывает о разных способах зашифровать свое публичное высказывание с помощью одежды, и вспоминает наглядные исторические примеры.
Протест

Публичные мероприятия идеально подходят для протестов: во-первых, на них чаще всего действует дресс-код, а во-вторых, одежда всех участников действа благодаря фотографам непременно оказывается в центре внимания миллионов.
Протестовать можно против чего угодно, в том числе и против правил дресс-кода. Именно так поступила Кристин Стюарт, сняв каблуки на красной дорожке в Каннах в 2018 году (а затем повторив трюк еще раз).
Другая любительница выступить против «правил красоты» — актриса Фрэнсис Макдорманд, регулярно появляющаяся на публичных мероприятиях без укладки и макияжа, а также в биркенштоках вместо каблуков.
Солидарность

Выразить солидарность с помощью одежды — жест столь же очевидный, сколь и желательный. Явиться с политическим визитом в дружественную (или потенциально дружественную) страну уместнее всего в цветах ее флага, а еще лучше — учтя местные культурные традиции.
История подобных визуальных сигналов началась не вчера. Литература XIX века полнится названиями предметов одежды, с помощью которых можно было однозначно выразить солидарность с происходящим на другом конце света (вспомним хотя бы боливар или гарибальдийку). А предшествовавший ему век XVIII помнит один из самых печальных примеров подобного рода — юношей-инкруаяблей и девушек-мервейез. В знак протеста против якобинского террора юноши носили гротескную одежду в цветах поверженной королевской семьи, а девушки коротко стригли волосы и надевали на шею алые украшения, выражая тем самым солидарность с гильотинированными.