План «Триумф»: почему современное русское искусство к мировой распродаже готово
Ассоциация галерей продолжает обсуждать горячие темы арт-рынка современного искусства. В галерее «Триумф» прошла дискуссия на тему «Между Западом и Востоком: место российского современного искусства на международной арт-сцене»
Участники дискуссии — Николай Палажченко, куратор, представитель ярмарки ArtBasel в России, один из инициаторов создания центра современного искусства «Винзавод» и Пермского музея современного искусства, Саймон Рис, арт-директор ярмарки современного искусства Cosmoscow, коллекционер и меценат, владелец ярмарки Viennacontemporary Дмитрий Аксенов и совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.
Начиная разговор, Дмитрий Ханкин экспрессивно охарактеризовал положение современного искусства в России. А затем сформулировал тему дискуссии: «Современное российское искусство неприлично маленькое для 146-миллионной страны с тысячелетней культурной историей. И когда мы говорим, что современное российское искусство недооценено и категорически нерепрезентативно на мировых площадках, что мы имеем в виду под этим? Почему за 20 лет современное русское искусство растеряло все, что у него было? Было представительство, были и есть художники, чьи работы находятся в постоянных экспозициях в Помпиду, Тейт, в американских, австралийских, сингапурских музеях. Но когда я говорю о месте, на котором оказалось современное русское искусство, и определяю его как «дыра в бытии», эта констатация дается довольно мучительно. Ведь последние 16 лет я пытался создать его экспортный потенциал и старался продавать русское искусство всем желающим. Если посмотреть на результаты этой работы сегодня, то [складывается] картина, в общем, полного, безусловного и неотвратимого поражения».
По мнению Дмитрия Ханкина, отсутствие подготовленного с детства квалифицированного зрителя приводит к тому, что, попадая на выставку современного искусства, зритель пугается и бежит прочь. «Одна из причин поражения искусства на рынке — узкий круг его зрителей и коллекционеров», — говорит он. Дмитрий Ханкин вспомнил, как в 2008 году самые успешные активные галеристы — Елена Селина, Владимир Овчаренко, Айдан Салахова и совладельцы «Триумфа», сложив клиентские листы, посчитали, сколько человек в стране покупают современное искусство. Получилось 123. «123 человека на 142-миллионную страну. Это столько, сколько в одном доме где-нибудь в районе Columbus Circle, — восклицает Ханкин, — Проблема не в русских художниках, не в нас как в людях, представляющих и производящих искусство, проблема скорее глобальная в восприятии русской культуры всем остальным миром.