Недооцененный блокчейн: как разработчики платформы TON запустили ее под другим названием и привлекли $6 млн
В начале мая компания TON Labs отпраздновала первый год работы; ее сооснователь Александр Филатов и трое его партнеров работали в тесной связке с разработчиками Telegram. Когда американский регулятор остановил проект Павла Дурова, TON Labs на основе открытого кода TON запустил в 2020 году свою блокчейн-платформу Free TON. Forbes рассказывает, как компания Филатова стала партнером Telegram и заработала за год более $30 млн.
Полураздетые женщины, лазерное шоу, комната для эротических фотосессий с неоновым освещением, безлимитный алкоголь — в такой атмосфере разработчики компании TON Labs и их гости праздновали 7 мая первую годовщину проекта Free TON. Для мероприятия TON Labs арендовала два этажа в подземной галерее «Эволюция», которая расположена под одной из башен «Москва-Сити» — до 2020 года здесь был город детских профессий «Мастерславль», который не пережил пандемию и отказался от помещения.
Хозяина мероприятия, сооснователя TON Labs Александра Филатова найти было сложно — он постоянно перемещался, останавливаясь, чтобы пообщаться с новыми гостями. «Александр, здравствуйте, я покупаю у вас токены», — то и дело говорили гости, протягивая ему руку.
«Я шел на телемост и даже не ожидал, что получится масштабная вечеринка вживую», — признается Филатов. В его задачу входила организация видеозвонка с представителями сообщества TON Labs в 20 странах мира — Австралии, Малайзии, Японии, Южной Корее, США, Украине, Голландии... Организацией вечеринки, которая началась в пять часов вечера и закончилась глубоко за полночь, занимались около 40 человек, так или иначе связанных с блокчейн-платформой Free Ton, запущенной в 2020 году усилиями TON Labs, отметил Филатов. Компания Poker Ton, работающая онлайн, установила столы для игры в покер на токены, а компания Hype City предоставила по себестоимости аренду помещения. В мероприятии, стоимость которого Филатов оценивает в $150 000, участвовали около 300 человек.
Free TON — это переименованная блокчейн-платформа TON с токенами TON Crystall, на запуск которой основатель Telegram Павел Дуров привлек в 2017 году $1,7 млрд, но закрыл проект из-за запрета американского регулятора.
Как предприниматель смог запустить блокчейн-платформу, от которой отказался Павел Дуров, и заработать на ней более $30 млн?
Из менеджера в стартаперы
46-летний сооснователь TON Labs Александр Филатов практически с самого начала своей карьеры совмещал работу в корпорациях и инвестиции. Он окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-экономист» и начал свою карьеру с работы в американской корпорации Procter & Gamble — с 1994-го по 2003 год занимался маркетингом в ее российском представительстве, а потом стал директором по маркетингу в европейской штаб-квартире в Швейцарии. С 2010-го по 2015 год Филатов был генеральным директором холдингов «Русские Машины» и Arkley Capital (управляет активами группы ЧТПЗ), а также операционной компании «РМ-Терекс» — совместного предприятия «Русских Машин» и американской корпорации «Терекс».
С 1999 года Филатов инвестировал в стартапы: в четыре проекта он вложил суммарно около $100 000, которые принесли ему $400 000 через несколько лет.
В октябре 2015 года Филатов ушел из большого бизнеса и уехал в США проходить обучающую семидневную программу по изучению экспоненциальных технологий в Университет Сингулярности (Singularity University) в Кремниевой долине, учредителями которого являются NASA, Google, Cisco, Nokia и другие компании. «Именно блокчейн меня больше всего торкнул», — вспоминает Филатов.
Вернувшись в Россию, он создал вместе с партнером и инвестором Павлом Приголовко фонд «Индустрия 4.0», который собирался инвестировать в прорывные проекты на блокчейне, технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности.
«К тому моменту я уже чего-то достиг, был главой двух крупных холдингов, заработал немного денег. И решил, что технологический поезд проходит мимо и очень хочется в него впрыгнуть», — объясняет смену деятельность Филатов. По его словам, невозможно быть гендиректором крупного холдинга и заниматься технологиями, поэтому пришлось уйти в свой бизнес.
В 2017 году Филатов и Приголовко заметили, что на рынке много компаний, которые хотят нажиться на популярности блокчейна, но мало тех, которые действительно работают с этой технологией.