«Пираты 21 века»: история Odyssey Marine Exploration, которая построила бизнес на поисках сокровищ с затонувших кораблей
Американская компания нашла золото времён Гражданской войны в США и вытащила 100 тонн серебра с британского корабля, утонувшего во время Второй мировой. Однако её деятельность одобряли не все: испанское правительство обвиняло в краже монет и драгоценностей, а археологи критиковали за продажу спасённых артефактов.
Основатели: менеджер по рекламе и девелопер
Будущий сооснователь Odyssey Marine Exploration Грег Стемм родился во Флориде в конце 50-х, но вырос в Мичигане. Когда ему было семь, вместе с дедушкой он участвовал в экспедиции по ловле акул. Их лодка перевернулась, дедушку унесло течением, а Стемма спасли рыбаки.
В 1975 году он изучал морскую биологию в Новом колледже Флориды, но через два года бросил учебу, чтобы стать консультантом по маркетингу и мероприятиям для комика Боба Хоупа. В 1984 году в баре Стемм встретился с художницей и своей будущей женой Лори Дефрейн, вместе с которой открыл рекламное агентство в Тампе.
Дефрейн познакомила предпринимателя с одним из клиентов — владельцем местной фирмы по продаже недвижимости Джоном Моррисом. Вместе Стемм и Моррис основали другую девелоперскую компанию.
В 1986 году они узнали о продаже исследовательского судна «Морской ястреб» на аукционе. Стемм взял у агентства $100 тысяч и купил его. Партнёры хотели сдавать его для вечеринок, но к ним обратился представитель Deep Ocean Engineering. Компания предоставляла роботов для подводного бурения и прокладки трубопроводов и хотела использовать их в том числе для поиска затонувших кораблей.
Deep Ocean Engineering нашла клиента, который считал, что обнаружил судно в Мексиканском заливе, и партнёры предоставили «Морского ястреба» для экспедиции. Никаких обломков не нашли, но, вдохновившись, Стемм и Моррис основали Seahawk Deep Ocean Technology. К ним обращались страховые компании, которые думали, что клиенты нарочно топили свои лодки ради выплат. Компания искала их и фотографировала с помощью роботов, чтобы определить, не лишили ли судна электроники.
В 1988 году Seahawk Deep Ocean Technology обнаружила место крушения корабля под кодовым названием Tortugas на глубине 405 метров. О нём Стемм узнал от Роберта Маркса, автора более 60 книг о кораблекрушениях и истории мореплавания. Маркс продал информацию о местонахождении объекта за $10 тысяч и долю в 10% от прибыли компании.
Для поднятия сокровищ требовалась более мощная техника, чем та, что была у команды. Один рабочий день должен был обойтись в $10 тысяч. Таких денег у компании не было. До этого момента Стемм и Моррис финансировали работу организации небольшими инвестициями от друзей и родственников, которым обещали проценты от прибыли.
Теперь они решили, что лучший способ быстро собрать большую сумму денег — это сделать компанию публичной. На биржу она не вышла и продавала бумаги через ОТС — напрямую инвесторам. Одна акция стоила полцента.
- В апреле 1989 года Стемм и Моррис появились на телевидении Тампы и рассказали о находке испанского судна с сокровищами стоимостью до $800 млн. После вечернего выпуска новостей брокеры продавали бумаги Seahawk до часа ночи, их цена выросла в шесть раз — с 3 до 19 центов за штуку.
- В мае 1990-го Seahawk сообщила, что на месте кораблекрушения обнаружила золотой слиток с метками, подтверждающими, что золото принадлежало испанской короне. Стоимость акций выросла до рекордного уровня — чуть менее 85 центов за штуку.
- Однако в июле 1991-го компания сообщила, что найденный корабль, вероятно, было торговым судном среднего размера, а не галеоном с сокровищами, как она заявляла раньше. Цена акций упала до 6 центов, а затем и до одного.
Комиссия по ценным бумагам и биржам заподозрила руководителей в мошенничестве: оказалось, что на следующий день после новости о золотом слитке Стемм продал 400 тысяч акций на сумму $227 тысяч, Моррис и директор по связям с общественностью Seahawk Дэниел Бэгли также торговали бумагами. По данным Комиссии, в сумме все трое незаконно получили более $2 млн.
В конце 1994 года Стемму, Моррису и Бэгли предъявили обвинения по 22 пунктам в мошенничестве и инсайдерской торговле. И, хотя суд присяжных признал всех троих невиновными, Стемм и Моррис покинули компанию.
Как Odyssey Marine Exploration искала сокровища
В том же 1994-м они открыли новую компанию по поиску подводных сокровищ — Odyssey Marine Exploration (OME). Ряд инвесторов Seahawk вернулись к Стемму и Моррису после того, как последние выиграли суд. В 1997 году компания вышла на Nasdaq под тикером OMEX. Её акции стоили $15 за штуку.
В первые годы работы прибыли не было: в 1999-м убытки составили $780 тысяч при выручке $235 тысяч, а в 2000-м — $1 млн при выручке $250.
Крупные находки пришлись на середину 2000-х. На их поиски уходило несколько лет: сначала команда морских исследователей, историков и архивистов искала информацию о кораблекрушениях в библиотеках и архивах, изучала газеты, правительственные отчёты и другие документы, а затем компания разведывала предполагаемые места катастроф.