Первооткрывательница Шагала и Малевича: какой была галеристка Надежда Добычина
До 24 сентября в Музее русского импрессионизма идет выставка «Выбор Добычиной. Первая российская галеристка», где реконструируется коллекция Надежды Добычиной и работа ее Художественного бюро, главной выставочной площадки в Санкт-Петербурге и Петрограде в 1910-х. О вкладе галеристки в современное русское искусство рассказывает куратор выставки Анна Скляревская
Надежда Добычина (урожденная Гинда-Нека Фишман) родилась 25 октября 1884 года в Орле. В 1903–1909 годах училась на курсах при Санкт-Петербургской биологической лаборатории. В 1905 году вышла замуж за орловского помещика Петра Добычина. Впоследствии Надежда Добычина познакомилась с Николаем Кульбиным, главным врачом генерального штаба императорской армии и художником-любителем, который попросил ее заняться организацией его лекций и экспериментальных выставок. Благодаря работе с Кульбиным Добычина познакомилась с представителями местной художественной среды, прессы и властей, а в 1911-м решила открыть собственное бюро. С октября 1913 года «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» располагалось в самом центре Санкт-Петербурга — на набережной реки Мойки. Именно в бюро Добычиной был впервые показан «Черный квадрат» Казимира Малевича и устроена первая ретроспектива Марка Шагала. После революции ей чудом ей удалось сохранить свои собрания.
— В какой момент исследований вы открыли фигуру Надежды Добычиной?
— Это имя нашему музею было известно и прежде. Например, на выставке «Охотники за искусством», посвященной советским коллекционерам, у нас была представлена работа «Заря» Дмитрия Стеллецкого. Сейчас она находится в коллекции Валерия Дудакова, но известно, что прежде принадлежала к коллекции Надежды Добычиной. На нашей конференции о феномене частного коллекционирования с докладом о Добычиной выступала исследователь Ольга Муромцева. Выставкой «Выбор Добычиной» мы развили историю дальше.
Один из портретов Надежды Добычиной кисти Натана Альтмана в советское время принадлежал коллекционеру Абраму Чудновскому, к которому, в свою очередь попал от Даниила Добычина, сына галеристки. К сожалению, портрет не представлен на нашей выставке, но историю картины и ее репродукцию мы опубликовали в каталоге. В издании можно увидеть и другие работы, которые по разным причинам не получилось показать в экспозиции.
— Что удалось узнать про личность, вкусы, круг интересов, коллекцию Надежды Добычиной? Насколько масштабная получилась реставрация?
— Эта выставка посвящена фигуре Надежды Добычиной и состоит из нескольких частей. Реконструкция коллекции — только одна из них (в экспозиции она располагается отдельно в центре зала, как сердце нашей истории). Другая важная часть посвящена выставкам Художественного бюро Добычиной и художникам, которые в нем выставлялись.
Изначально мы планировать сделать выставку о коллекции Надежды Добычиной, но в ходе подготовки и погружения в материал посчитали, что интересно показать разные направления ее деятельности. Тем более, что все они тесно взаимосвязаны. В коллекции Добычиной находились произведения многих художников, с которыми она работала, чьи персональные выставки устраивала. Отдельная часть нашей выставки, которая размещается на третьем этаже музея, посвящена так называемым не случившимся проектам. Бюро Добычиной работало в 1910-е годы, основные выставки начались в 1913 году, как раз накануне Первой мировой войны. Вскоре ей пришлось перекраивать выставочные планы. Мы решили развить историю о том, что планировалось, но не сложилось.
— Ваша выставка доказывает: «Черный квадрат» в столице впервые был показан в бюро Добычиной.
— Хотя эту выставку Добычина сама не организовывала, уже тот факт, что она предоставила свои залы для экспозиции, говорит о многом. Большинство художников — участников выставки «0,10» уже показывали свои работы у нее в Бюро, на ее выставках.
— Как сегодня можно определить вклад Надежды Добычиной в историю российского искусства?
— Во многом именно благодаря работе этой женщины сложилось современное представление о русском искусстве того времени. Неслучайно многие из тех, кто ходил в ее бюро, говорили о том, что в истории русского искусства наступил «добычинский период», что они выросли на ее выставках.
Добычина давала возможность молодым художникам, в том числе художникам-экспериментаторам, показывать и продавать свои работы. В 1910-е годы в Петербурге было немного независимых площадок, где выставлялось современное искусство.
С 1915 года на протяжении трех лет все петербургские выставки мирискусников (участников художественного объединения «Мир искусства», — Forbes Woman) проходили в ее Художественном бюро. Если внимательно посмотреть на выставочную историю бюро Добычиной, оказывается, что даже когда она устраивала сборные выставки, а не персональные, часто там был акцент на творчестве то одного, то другого художника. Мы можем утверждать, что на ее выставках впервые в Санкт-Петербурге были подробно показаны работы Марка Шагала. Первая выставка Натальи Гончаровой в столице тоже прошла в Бюро Добычиной. Именно в ее Бюро были серьезно представлены работы Василия Кандинского. Бюро Добычиной открывалось выставкой графического искусства, в отдельной комнате Анна Остроумова-Лебедева представляла работы за 15 лет творчества. По сути — это был раздел с персональной выставкой.