О вкладе первой российской галеристки в современное русское искусство

ForbesКультура

Первооткрывательница Шагала и Малевича: какой была галеристка Надежда Добычина

Яна Жиляева

Надежда Добычина. 1921 год. Сомов Константин (Фото Собрания KGallery)

До 24 сентября в Музее русского импрессионизма идет выставка «Выбор Добычиной. Первая российская галеристка», где реконструируется коллекция Надежды Добычиной и работа ее Художественного бюро, главной выставочной площадки в Санкт-Петербурге и Петрограде в 1910-х. О вкладе галеристки в современное русское искусство рассказывает куратор выставки Анна Скляревская

Надежда Добычина (урожденная Гинда-Нека Фишман) родилась 25 октября 1884 года в Орле. В 1903–1909 годах училась на курсах при Санкт-Петербургской биологической лаборатории. В 1905 году вышла замуж за орловского помещика Петра Добычина. Впоследствии Надежда Добычина познакомилась с Николаем Кульбиным, главным врачом генерального штаба императорской армии и художником-любителем, который попросил ее заняться организацией его лекций и экспериментальных выставок. Благодаря работе с Кульбиным Добычина познакомилась с представителями местной художественной среды, прессы и властей, а в 1911-м решила открыть собственное бюро. С октября 1913 года «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» располагалось в самом центре Санкт-Петербурга — на набережной реки Мойки. Именно в бюро Добычиной был впервые показан «Черный квадрат» Казимира Малевича и устроена первая ретроспектива Марка Шагала. После революции ей чудом ей удалось сохранить свои собрания.

Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920 год. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алматы

— В какой момент исследований вы открыли фигуру Надежды Добычиной?

— Это имя нашему музею было известно и прежде. Например, на выставке «Охотники за искусством», посвященной советским коллекционерам, у нас была представлена работа «Заря» Дмитрия Стеллецкого. Сейчас она находится в коллекции Валерия Дудакова, но известно, что прежде принадлежала к коллекции Надежды Добычиной. На нашей конференции о феномене частного коллекционирования с докладом о Добычиной выступала исследователь Ольга Муромцева. Выставкой «Выбор Добычиной» мы развили историю дальше.

Один из портретов Надежды Добычиной кисти Натана Альтмана в советское время принадлежал коллекционеру Абраму Чудновскому, к которому, в свою очередь попал от Даниила Добычина, сына галеристки. К сожалению, портрет не представлен на нашей выставке, но историю картины и ее репродукцию мы опубликовали в каталоге. В издании можно увидеть и другие работы, которые по разным причинам не получилось показать в экспозиции.

— Что удалось узнать про личность, вкусы, круг интересов, коллекцию Надежды Добычиной? Насколько масштабная получилась реставрация?

— Эта выставка посвящена фигуре Надежды Добычиной и состоит из нескольких частей. Реконструкция коллекции — только одна из них (в экспозиции она располагается отдельно в центре зала, как сердце нашей истории). Другая важная часть посвящена выставкам Художественного бюро Добычиной и художникам, которые в нем выставлялись.

Изначально мы планировать сделать выставку о коллекции Надежды Добычиной, но в ходе подготовки и погружения в материал посчитали, что интересно показать разные направления ее деятельности. Тем более, что все они тесно взаимосвязаны. В коллекции Добычиной находились произведения многих художников, с которыми она работала, чьи персональные выставки устраивала. Отдельная часть нашей выставки, которая размещается на третьем этаже музея, посвящена так называемым не случившимся проектам. Бюро Добычиной работало в 1910-е годы, основные выставки начались в 1913 году, как раз накануне Первой мировой войны. Вскоре ей пришлось перекраивать выставочные планы. Мы решили развить историю о том, что планировалось, но не сложилось.

— Ваша выставка доказывает: «Черный квадрат» в столице впервые был показан в бюро Добычиной.

— Хотя эту выставку Добычина сама не организовывала, уже тот факт, что она предоставила свои залы для экспозиции, говорит о многом. Большинство художников — участников выставки «0,10» уже показывали свои работы у нее в Бюро, на ее выставках.

Сарьян Мартирос. Желтые цветы. 1914 год. Музей русского искусства в Ереване

— Как сегодня можно определить вклад Надежды Добычиной в историю российского искусства?

— Во многом именно благодаря работе этой женщины сложилось современное представление о русском искусстве того времени. Неслучайно многие из тех, кто ходил в ее бюро, говорили о том, что в истории русского искусства наступил «добычинский период», что они выросли на ее выставках.

Добычина давала возможность молодым художникам, в том числе художникам-экспериментаторам, показывать и продавать свои работы. В 1910-е годы в Петербурге было немного независимых площадок, где выставлялось современное искусство.

С 1915 года на протяжении трех лет все петербургские выставки мирискусников (участников художественного объединения «Мир искусства», — Forbes Woman) проходили в ее Художественном бюро. Если внимательно посмотреть на выставочную историю бюро Добычиной, оказывается, что даже когда она устраивала сборные выставки, а не персональные, часто там был акцент на творчестве то одного, то другого художника. Мы можем утверждать, что на ее выставках впервые в Санкт-Петербурге были подробно показаны работы Марка Шагала. Первая выставка Натальи Гончаровой в столице тоже прошла в Бюро Добычиной. Именно в ее Бюро были серьезно представлены работы Василия Кандинского. Бюро Добычиной открывалось выставкой графического искусства, в отдельной комнате Анна Остроумова-Лебедева представляла работы за 15 лет творчества. По сути — это был раздел с персональной выставкой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре

Можно ли выбраться из созависимости? Есть ли шанс на счастье в подобной связи?

Правила жизни
Ремарк в Голливуде: как снимали кино по романам великого пацифиста Ремарк в Голливуде: как снимали кино по романам великого пацифиста

Кинокритик вспоминает историю экранизаций Ремарка

Правила жизни
Почему камера на 50 Мп может снимать лучше, чем сенсор на 108 Мп? Почему камера на 50 Мп может снимать лучше, чем сенсор на 108 Мп?

Почему большое количество мегапикселей не всегда выдаёт хорошие результаты?

CHIP
Аккумуляторная независимость: как в России развивается производство литий-ионных накопителей энергии Аккумуляторная независимость: как в России развивается производство литий-ионных накопителей энергии

О том, какова сейчас ситуация с литием и аккумуляторами в России

ТехИнсайдер
Атмосфера нулевых: 7 лучших фильмов, чтобы переосмыслить то время Атмосфера нулевых: 7 лучших фильмов, чтобы переосмыслить то время

Несколько фильмов и сериалов, которые погрузят вас в нулевые

Maxim
Полюбить будни: как находить радость в повседневной жизни и рабочей рутине Полюбить будни: как находить радость в повседневной жизни и рабочей рутине

Отрывок из книги «Обычный вторник» — о том, как наполнить смыслом повседневность

Forbes
Денис Прытков Денис Прытков

Главный кинодебютант года влюбил всю страну в обаятельного интерна-реаниматолога

Собака.ru
Маленькие, но премиальные. Сравнение BMW X1 M35i и Mercedes-AMG GLA 35 Маленькие, но премиальные. Сравнение BMW X1 M35i и Mercedes-AMG GLA 35

Кроссоверы BMW и Mercedes-AMG очень похожи и выбирать между ними непросто

4x4 Club
От блокбастеров до острой курицы: как голливудский продюсер развивает сферу общепита От блокбастеров до острой курицы: как голливудский продюсер развивает сферу общепита

Продюсер Джон Дэвис развивает рестораны формата fast casual

Forbes
Пересадка головы, шкала Апгар и первая русская больница: 6 книг об открытиях в медицине и людях, которые их совершили Пересадка головы, шкала Апгар и первая русская больница: 6 книг об открытиях в медицине и людях, которые их совершили

Книги издательской группы «Альпина» о врачах-первопроходцах

ТехИнсайдер
От Холлана до Мбаппе: десятка самых дорогих футболистов в мире От Холлана до Мбаппе: десятка самых дорогих футболистов в мире

Forbes.Спорт представляет десятку самых дорогих футболистов в мире

Forbes
Самые большие предметы в мире, которые создали в СССР Самые большие предметы в мире, которые создали в СССР

Настоящие поводы для гордости в СССР

Maxim
От сырных гонок до перетягивания ушами: 10 самых странных видов спорта От сырных гонок до перетягивания ушами: 10 самых странных видов спорта

Виды спорта, о которых вам не рассказывал на уроках физкультуры

ТехИнсайдер
7 cамых известных советских актеров одной роли 7 cамых известных советских актеров одной роли

Таланты, которых публика помнит лишь за одного-единственного персонажа

Maxim
Жажда власти, похоть и тщеславие в фильме Паоло Соррентино о Сильвио Берлускони Жажда власти, похоть и тщеславие в фильме Паоло Соррентино о Сильвио Берлускони

«Лоро» Паоло Соррентино — ироничный байопик о Сильвио Берлускони

Правила жизни
Японские инженеры испытали роборуку с живой мокрицей Японские инженеры испытали роборуку с живой мокрицей

Японские инженеры использовали мокрицу в качестве захвата для роборук

N+1
Юлиана Слащева: Мультипликация — лучший способ познакомить детей с их родителями Юлиана Слащева: Мультипликация — лучший способ познакомить детей с их родителями

Интервью председателя совета директоров Союзмультфильма Юлианы Слащевой

СНОБ
3 вещи, которые старят и прибавляют вес женщинам после 40 лет: мнение эксперта 3 вещи, которые старят и прибавляют вес женщинам после 40 лет: мнение эксперта

Гардероб после сорока лет — это не сплошные правила и отказы

VOICE
Лишила внуков титулов и бросила курить в 83: неординарная жизнь самой дерзкой королевы Европы Лишила внуков титулов и бросила курить в 83: неординарная жизнь самой дерзкой королевы Европы

Биография Маргреты II заслуживает особого внимания

VOICE
Словарь нового веба Словарь нового веба

Как сегодня говорят про нейросети, мемы и жизнь в интернете

N+1
Магнитный микроробот с алюминиевой чешуей остановил кровотечение в желудке свиньи Магнитный микроробот с алюминиевой чешуей остановил кровотечение в желудке свиньи

Прототип миниатюрного робота для биомедицинских целей

N+1
Реальная любовь Реальная любовь

Пара — это когда два человека соединяются в одно целое

Seasons of life
«Абайя — это статус»: есть ли у женщин в Дубае права свободы «Абайя — это статус»: есть ли у женщин в Дубае права свободы

Сотрудница Human Rights Watch — о насилии по отношению к женщинам в ОАЭ

Forbes
Секс втроем и подглядывание: 7 самых популярных женских сексуальных фантазий Секс втроем и подглядывание: 7 самых популярных женских сексуальных фантазий

Образы, с которыми связаны женские эротические фантазии, озвучил психоаналитик

Maxim
Дама сдавала в багаж Дама сдавала в багаж

Выбираем вместительный чемодан и упаковываем его так, чтобы не было перевеса

Лиза
Влад и Анна Прахты Влад и Анна Прахты

Влад и Анна Прахты заставили всю страну принять искусственную кожу как родную

Собака.ru
«Мастурбация — значит измена?»: разбор с психологами «Мастурбация — значит измена?»: разбор с психологами

Почему в отношениях мастурбация по-прежнему остается негласным табу

Psychologies
Королева микрочипов: как Лиза Су привела AMD к успеху и готовится к схватке с NVIDIA Королева микрочипов: как Лиза Су привела AMD к успеху и готовится к схватке с NVIDIA

Руководительница AMD менее чем за 10 лет повысила котировки почти в 30 раз

Forbes
(Не)равенство в прошлом и будущем | (In)equality in the Past and in the Future (Не)равенство в прошлом и будущем | (In)equality in the Past and in the Future

Взгляд авторов «влиятельных книг по экономической истории нового тысячелетия»

Позитивные изменения
«Мое проклятье! Я далеко не идеальна!»: Наталья Ионова рассказала Павлу Воле о своей травме «Мое проклятье! Я далеко не идеальна!»: Наталья Ионова рассказала Павлу Воле о своей травме

36-летняя певица Наталья Ионова призналась, что у нее нет ногтя на пальце

VOICE
Открыть в приложении