История про эксцентричного художника нашего времени Павла Пепперштейна

GQРепортаж

Пепперштейн и Митта размышляют о сюрреализме, школьном рэпе и кефире

А также о документалистике и медитации.

Дмитрий Петросьянц

race_to_space

В этом году на фестивале документального кино Beat Film Festival показывают картину режиссера Евгения Митты «Пепперштейн, сюрреалити-шоу». Это история про одного из самых эксцентричных и выдающихся художников нашего времени Павла Пепперштейна, про поворотные события в его жизни и творчестве.

Свой проект Митта снимал на протяжении шести лет, а монтировал целых два года. В «Сюрреалити-шоу» мы можем увидеть не только глубокие документальные кадры, но и причудливую графическую анимацию, которая органично визуализирует хронологию жизни художника.

Мы посмотрели фильм и одновременно поговорили с его режиссером Евгением Миттой и центральным героем повествования Павлом Пепперштейном. Таким образом у нас получилась свободная беседа, где прозвучали размышления на тему активизма, школьного рэпа, медитаций под MTV и многого другого.

GQ: Как вообще появилось название «Сюрреалити-шоу»?

Митта: Есть формат реалити-шоу, но я подумал, что реалити Паше не очень подходит. Он часто говорит, что реальности вообще не существует. Поэтому сюрреалити ближе к художественному видению. Правильно, Паш?

Пепперштейн: Конечно, безусловно. Полностью поддерживаю.

GQ: Если реальности не существует, то что тогда происходит?

Пепперштейн: Как любят говорить буддисты: «Мир собирается в уме». Во-первых, реальность у каждого человека своя, во-вторых, каждые пять минут она у каждого разная. Есть что-то, что мы этим словом обозначаем, но это нечто очень зыбкое. Поэтому здесь можно пользоваться термином сюрреальность или парареальность, или субреальность, или метареальность и так далее. В данном случае речь идет о шоу, об игре слов — есть реалити-шоу. Я так понимаю, здесь происходит определенная игра с возможностями и невозможностями документального жанра. Если я пытаюсь нагло вторгнуться в замысел Жени, Женя меня должен скорректировать.

Митта: Нет, все правильно.

Пепперштейн: Речь идет о том, чтобы в каком-то смысле раздвинуть границы этого жанра. В то же время философским образом поставить под сомнение те основания, которые заложены в этом жанре. Жанр документальный очень часто себя подает, как некоторое говорение и показывание правды. Как что-то такое фактическое. В данном случае этот фильм не просто сам по себе существует и бросает тень сомнения на все, что в нем происходит. Хотелось бы думать, что он бросает тень сомнения на все то, что происходит в документальных фильмах других авторов. Огромный знак вопроса засовывает, можно сказать, в ж**у или в другие отверстия этого документального жанра.

Митта: Очень хорошо ты сказал. Во всяком случае, есть две субъективности — моя и твоя, и у нас получается некая интерсубъективность по поводу этого фильма, которая существует и захватывает как минимум два сознания.

31c128
«Пепперштейн, сюрреалити-шоу»

GQ: Насколько часто вы смотрите документальные фильмы других режиссеров? Что впечатлило в последнее время?

Митта: Документальное кино — это огромный мир. Там есть самые разные форматы и подвиды, как и в любом другом мире. Смотрю, но в меру. Знаю, что есть режиссеры, которые смотрят с утра до ночи и без конца. Я не так. Вот всплывает в памяти фильм «Расторгуев», который сняла вдова Александра Расторгуева. Это такой русский документалист, которого убили в Африке. Она собрала материал, который никогда не был опубликован. У него было много архивных съемок, и она склеила из них портрет своего погибшего мужа. Очень впечатляюще.

Пепперштейн: Я гораздо меньше смотрю документальные фильмы, чем Женя и менее подкован в этом. За последние пару лет мне понравился фильм про Ингмара Бергмана. Затем фильм, который снял британский актер Майкл Кейн про 1960-е годы в Лондоне, про некую демократизацию музыкальной и клубной жизни Лондона. Хороший фильм, который сделала Лори Андерсон про свою собаку – отличный, очень поэтичный. Но пристально я не слежу за этим жанром.

GQ: А как вы думаете, насколько важна насмотренность в процессе создания творчества? Можно сделать что-то без насмотренности? Или все гениальное — это культивированное из раннего?

Пепперштейн: Это очень субъективно, потому что кому-то она важна , а кому-то может помешать. Здесь человек должен разобраться в структуре своего собственного сознания. Кому насмотренность мешает – надо ставить фильтры и барьеры для информации, соблюдать психогигиену. Другой тип должен сканировать как можно больше. Я не отношусь ни к одному, ни к другому типу. Я полагаюсь на принцип случайности. Я называю это «Принцип дачной полки». Когда приезжаешь на дачу, хочется прочитать книжку, а там полка, на которой стоит случайный и загадочный набор книг. Я всегда воспринимаю это как некое гадание, бросок костей и предложение со стороны судьбы. Я внимательно читаю эту полку, где книги собрались в той последовательности, в которой они совершенно случайно выстроились, и пытаюсь усмотреть в этом некий загадочный смысл. Не только в самих книгах, но и в их сочетании друг с другом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Papa Roach — о борще с водкой, всепоглощающем страхе и жизни рок-звезды Papa Roach — о борще с водкой, всепоглощающем страхе и жизни рок-звезды

Papa Roach — об изменениях в музыкальной индустрии, безудержных пьянках и другом

GQ
Бла-бла-ленд Бла-бла-ленд

«Джетлаг» Михаила Идова, история смешных страданий креативного класса

Weekend
«Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью «Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью

Последние 10 лет жизнь Виктории Ключниковой была наполнена тяжелыми вызовами

Psychologies
Каршеринг или лизинг. В чем плюсы длительной аренды автомобиля вместо его покупки Каршеринг или лизинг. В чем плюсы длительной аренды автомобиля вместо его покупки

Почему взять машину на время выгоднее, чем покупать в собственность?

СНОБ
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Палеонтологи изучили гистологическое строение костей сибирского пситтакозавра Палеонтологи изучили гистологическое строение костей сибирского пситтакозавра

Ранняя гистологическая зрелость может быть эволюционной тенденцией пситтакозавра

N+1
#glam_profashion: Гоша Карцев #glam_profashion: Гоша Карцев

Умеющий показаться суровым стилист с добрым сердцем и острым языком

Glamour
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
«Токсичное» позитивное мышление: как выбраться из ловушки ложного оптимизма «Токсичное» позитивное мышление: как выбраться из ловушки ложного оптимизма

Еще недавно позитивное мышление преподносилось как «волшебная таблетка»

Psychologies
4 причины перейти на четырехдневную рабочую неделю 4 причины перейти на четырехдневную рабочую неделю

Работать меньше часов без сокращения заработной платы — это выгодно

Psychologies
Как справиться с акклиматизацией в другом климате, на море и в горах Как справиться с акклиматизацией в другом климате, на море и в горах

Как справиться с акклиматизацией в различных условиях

РБК
Как юридически противостоять буллингу в школе Как юридически противостоять буллингу в школе

Издевательствам можно и нужно противостоять, вооружившись буквой закона

СНОБ
«Психанул и уволился»: станем ли мы от этого счастливее? «Психанул и уволился»: станем ли мы от этого счастливее?

«Бросить все и уйти в никуда» — стоит ли поддаваться такому импульсу?

Psychologies
«Мы зачем-то поверили, что мы футбольная страна»: почему российская сборная проиграла на Евро-2020 «Мы зачем-то поверили, что мы футбольная страна»: почему российская сборная проиграла на Евро-2020

Чемпионат Европы 2020 просто не мог сложиться для России по-другому

Forbes
Почему быстро перегорают светодиодные лампы? Почему быстро перегорают светодиодные лампы?

Почему некоторые светодиодные лампы быстро выходят из строя

CHIP
Смех из машины Смех из машины

Комедия «Жвалы» и ее странный автор

Weekend
Как заставить девушку полюбить футбол Как заставить девушку полюбить футбол

Как подсадить девушку на футбол?

Maxim
Матери больше любят сыновей, а отцы — дочерей: правда ли это? Матери больше любят сыновей, а отцы — дочерей: правда ли это?

Сыновья становятся любимыми детьми матерей, а дочери — отцов, так ли это?

Psychologies
Фотоуправляемое соединение изменило циркадный ритм клеточной культуры Фотоуправляемое соединение изменило циркадный ритм клеточной культуры

Новый шаг в основе разработок терапии синдрома смены часовых поясов

N+1
«Запоминают тех, кто сделал продукт массовым, а не выпустил его первым»: главное из интервью основателя Ecwid «Запоминают тех, кто сделал продукт массовым, а не выпустил его первым»: главное из интервью основателя Ecwid

Основателя Ecwid — почему для успеха не нужно быть первооткрывателем

VC.RU
Построили бизнес на «сброшенных» вызовах: история индийского телефонного сервиса ZipDial Построили бизнес на «сброшенных» вызовах: история индийского телефонного сервиса ZipDial

Как привычка сбрасывать звонок дала начало индустрии стоимостью почти в $100 млн

VC.RU
#семейныеценности: The Kukoyaka’s #семейныеценности: The Kukoyaka’s

Кто главный в самой жизнерадостной семье российского инстаграма и тиктока

Glamour
По €100 за килограмм: из чего и как на самом деле создаются духи По €100 за килограмм: из чего и как на самом деле создаются духи

Главы из книги Луки Турина «Секрет аромата: от молекулы до духов»

Forbes
Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб

Шумовое загрязнение нарушает коммуникацию этих рыб

N+1
«Я знаю, что меня когда-нибудь застрелят»: как Зарифа Гафари стала мэром в консервативной провинции Афганистана «Я знаю, что меня когда-нибудь застрелят»: как Зарифа Гафари стала мэром в консервативной провинции Афганистана

Для Зарифы Гафари угрозы и покушения — часть рутины

Forbes
Герои сериалов, лиц которых мы никогда не видели Герои сериалов, лиц которых мы никогда не видели

Закадровые персонажи, которые вошли в историю кинематографа

Maxim
Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро

Как запустить свой продукт тем, кто хочет сделать это просто и быстро

Inc.
Советские автомобили, не украденные у Запада Советские автомобили, не украденные у Запада

История советского автопрома — по большей части летопись сворованных проектов

Maxim
«Три ребенка - это перебор!»: забавные фразы Кейт Миддлтон и Уильяма о детях «Три ребенка - это перебор!»: забавные фразы Кейт Миддлтон и Уильяма о детях

Родители королевских детей говорят о них так, что невозможно не улыбнуться

Cosmopolitan
«Наша внутренняя обезьяна: Двойственная природа человека» «Наша внутренняя обезьяна: Двойственная природа человека»

Насколько эмпатичны животные?

N+1
Открыть в приложении