История про эксцентричного художника нашего времени Павла Пепперштейна

GQРепортаж

Пепперштейн и Митта размышляют о сюрреализме, школьном рэпе и кефире

А также о документалистике и медитации.

Дмитрий Петросьянц

race_to_space

В этом году на фестивале документального кино Beat Film Festival показывают картину режиссера Евгения Митты «Пепперштейн, сюрреалити-шоу». Это история про одного из самых эксцентричных и выдающихся художников нашего времени Павла Пепперштейна, про поворотные события в его жизни и творчестве.

Свой проект Митта снимал на протяжении шести лет, а монтировал целых два года. В «Сюрреалити-шоу» мы можем увидеть не только глубокие документальные кадры, но и причудливую графическую анимацию, которая органично визуализирует хронологию жизни художника.

Мы посмотрели фильм и одновременно поговорили с его режиссером Евгением Миттой и центральным героем повествования Павлом Пепперштейном. Таким образом у нас получилась свободная беседа, где прозвучали размышления на тему активизма, школьного рэпа, медитаций под MTV и многого другого.

GQ: Как вообще появилось название «Сюрреалити-шоу»?

Митта: Есть формат реалити-шоу, но я подумал, что реалити Паше не очень подходит. Он часто говорит, что реальности вообще не существует. Поэтому сюрреалити ближе к художественному видению. Правильно, Паш?

Пепперштейн: Конечно, безусловно. Полностью поддерживаю.

GQ: Если реальности не существует, то что тогда происходит?

Пепперштейн: Как любят говорить буддисты: «Мир собирается в уме». Во-первых, реальность у каждого человека своя, во-вторых, каждые пять минут она у каждого разная. Есть что-то, что мы этим словом обозначаем, но это нечто очень зыбкое. Поэтому здесь можно пользоваться термином сюрреальность или парареальность, или субреальность, или метареальность и так далее. В данном случае речь идет о шоу, об игре слов — есть реалити-шоу. Я так понимаю, здесь происходит определенная игра с возможностями и невозможностями документального жанра. Если я пытаюсь нагло вторгнуться в замысел Жени, Женя меня должен скорректировать.

Митта: Нет, все правильно.

Пепперштейн: Речь идет о том, чтобы в каком-то смысле раздвинуть границы этого жанра. В то же время философским образом поставить под сомнение те основания, которые заложены в этом жанре. Жанр документальный очень часто себя подает, как некоторое говорение и показывание правды. Как что-то такое фактическое. В данном случае этот фильм не просто сам по себе существует и бросает тень сомнения на все, что в нем происходит. Хотелось бы думать, что он бросает тень сомнения на все то, что происходит в документальных фильмах других авторов. Огромный знак вопроса засовывает, можно сказать, в ж**у или в другие отверстия этого документального жанра.

Митта: Очень хорошо ты сказал. Во всяком случае, есть две субъективности — моя и твоя, и у нас получается некая интерсубъективность по поводу этого фильма, которая существует и захватывает как минимум два сознания.

31c128
«Пепперштейн, сюрреалити-шоу»

GQ: Насколько часто вы смотрите документальные фильмы других режиссеров? Что впечатлило в последнее время?

Митта: Документальное кино — это огромный мир. Там есть самые разные форматы и подвиды, как и в любом другом мире. Смотрю, но в меру. Знаю, что есть режиссеры, которые смотрят с утра до ночи и без конца. Я не так. Вот всплывает в памяти фильм «Расторгуев», который сняла вдова Александра Расторгуева. Это такой русский документалист, которого убили в Африке. Она собрала материал, который никогда не был опубликован. У него было много архивных съемок, и она склеила из них портрет своего погибшего мужа. Очень впечатляюще.

Пепперштейн: Я гораздо меньше смотрю документальные фильмы, чем Женя и менее подкован в этом. За последние пару лет мне понравился фильм про Ингмара Бергмана. Затем фильм, который снял британский актер Майкл Кейн про 1960-е годы в Лондоне, про некую демократизацию музыкальной и клубной жизни Лондона. Хороший фильм, который сделала Лори Андерсон про свою собаку – отличный, очень поэтичный. Но пристально я не слежу за этим жанром.

GQ: А как вы думаете, насколько важна насмотренность в процессе создания творчества? Можно сделать что-то без насмотренности? Или все гениальное — это культивированное из раннего?

Пепперштейн: Это очень субъективно, потому что кому-то она важна , а кому-то может помешать. Здесь человек должен разобраться в структуре своего собственного сознания. Кому насмотренность мешает – надо ставить фильтры и барьеры для информации, соблюдать психогигиену. Другой тип должен сканировать как можно больше. Я не отношусь ни к одному, ни к другому типу. Я полагаюсь на принцип случайности. Я называю это «Принцип дачной полки». Когда приезжаешь на дачу, хочется прочитать книжку, а там полка, на которой стоит случайный и загадочный набор книг. Я всегда воспринимаю это как некое гадание, бросок костей и предложение со стороны судьбы. Я внимательно читаю эту полку, где книги собрались в той последовательности, в которой они совершенно случайно выстроились, и пытаюсь усмотреть в этом некий загадочный смысл. Не только в самих книгах, но и в их сочетании друг с другом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов

Российские чемпионы — об Олимпийских играх в Токио

GQ
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
«Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях «Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера»  о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях

Создатель «Глазами инженера» — о том, как выгодно заниматься любимым делом

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Саудовская Аравия Саудовская Аравия

Люди, прошлое, религия, противоречия – и будущее

kiozk originals
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить» Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить»

Музыкант nkeeei — о сольном творчестве и работе вместе с uniqe и ARTEM SHILOVETS

ЖАРА Magazine
Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире

Встречайте: 10 коротких, но жутко интересных и важных книг

ТехИнсайдер
Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил

Как улучшить свой стиль езды на велосипеде в ночное время ?

ТехИнсайдер
Метрополис-2282 Метрополис-2282

«Натурал» – такой вердикт звучал как приговор. Черная метка

Правила жизни
Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать» Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать»

Роль необходимо понять кишками! Надо прочувствовать ее изнутри

Коллекция. Караван историй
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Курьер курьер Курьер курьер

Петя и психотерапия через лес

Правила жизни
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний» Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний»

Как выживают крупные корпорации и какую роль играют в этом финансовые институты

Ведомости
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин

Какие города России оказались в лидерах по устройству парковочных мест?

ФедералПресс
5 фактов, которые вы могли не знать о гладиаторах 5 фактов, которые вы могли не знать о гладиаторах

Не всегда рабы и не всегда мужчины: чего вы не знали о гладиаторах

ТехИнсайдер
Максим Заяц Максим Заяц

Максим Заяц: белорусский комик из Минска, музыкант

Правила жизни
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
Владимир Маркони Владимир Маркони

Отучившись на агронома, прославился благодаря авторскому шоу «Реутов ТВ»

Правила жизни
Открыть в приложении