Пять подмосковных музеев – путешествие на выходные
Рассказываем про уютные подмосковные дома-музеи. Приехать в эти усадьбы – будто оказаться внутри стихотворения, пьесы, рассказа и даже картины. Пять идеальных мест, чтобы насладиться летними выходными.
Дунино
Кладовая солнца Михаила Пришвина
«В литературности моего дома большую роль играет и то, что вся его материя вышла из моих сочинений, и нет в нем даже ни одного гвоздя несочиненного» – Михаил Пришвин, из личного дневника, 1947 год
Рассказы Пришвина для нас – это тихий, вдумчивый голос из детства. Это первый диктант, в котором непременно «заливисто и звонко» поют «зарянки», «пеночки», «малиновки», «горехвостки», рдеет «золотисто-рыжая кора». И ты, потрясенный, пытаешься представить, как все эти птицы выглядят или хотя бы пишутся.
Если бы Пришвин жил в наши дни, его можно было бы назвать сторонником стиля slow living. Он любил долгие прогулки, созерцание природы, увлекался классической музыкой, сам играл на мандолине, называл себя «художником света» и много лет занимался фотографией, оставив в архиве более 2000 негативов. Он не расставался с записной книжкой и старался уловить каждое движение жизни. Удивительно, как человек, переживший две войны, революцию, сталинизм, смог сохранить такое романтическое и мягкое видение мира. Не все знают, но свой первый рассказ – «Сашок» – Михаил Пришвин опубликовал только в 33 года. С тех пор идея единства человека и природы стала неотделимой от жизни и творчества писателя.
Дом в Дунино Пришвин купил в 1946 году. На тот момент это была заброшенная усадьба на высоком берегу Москвы-реки. Пришвин восстановил ее и превратил в одну из самых уютных и душевных писательских дач вне Переделкина. Небольшой деревянный дом с резной верандой, комнаты, наполненные скромной мебелью, книгами, фотографиями, и, конечно, невероятная природа вокруг.
Сегодня здесь мемориальный дом-музей писателя, где бережно хранятся его личные вещи и работы. В Дунино стоит приехать, чтобы прочувствовать атмосферу живых пришвинских текстов, прогуляться по тем же тропам и, возможно, услышать, наконец, как поют зарянки и пеночки.
«По-моему, все зависит от вкуса, от начальной заправки. Я живал в Париже – все было. Но моя заправка, основное: люблю слушать ветер в трубе и оставаться тем, кто я есть. Я беру устроенное: лес, поле, озера. Лес, перо, собак», – Михаил Пришвин, из личного дневника, 1924 год
Как добраться: 30 км от Москвы, по Рублево-Успенскому шоссе, в сторону Звенигорода.
Понедельник - выходной день.
Перейти на сайт музея
По новым правилам, вход на территорию усадьбы, а также проведение экскурсий возможны только по предварительной записи по телефону +7 495 695-53-08
Захарово и Большие Вяземы
По детским тропам Александра Сергеевича Пушкина
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой: с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона,
И глухо тополы шумят.
– Александр Пушкин, "Послание к Юдину", 1815
Каждое лето, до своего отъезда в Царскосельский лицей, маленький Пушкин проводил в усадьбе Захарово – она принадлежала его бабушке Марии Алексеевне Ганнибал. Принято считать, что летняя жизнь в Захарове стала отправной точкой в мироощущении будущего поэта. Здесь он слушал сказки, народные песни и предания, гулял у пруда и в парке, ловил бабочек, коллекция которых до сих пор хранится в музее в его детской комнате.