Исследование рынка кикшеринга

Inc.Бизнес

«Оттолкнись и катись»: далеко ли уедут электросамокаты в России

Исследование рынка кикшеринга

Текст: Джейхун Мамедов, Екатерина Кинякина

90 тыс. самокатов, 40 приложений, 10 млн человек. Это российский рынок кикшеринга (от англ. kick scooter — самокат) в цифрах. На этом фоне чуть более 200 официально зарегистрированных ДТП выглядят несущественной погрешностью. Большинство ДТП не заканчиваются тяжелыми травмами или серьезным ущербом, и их участники отделываются ссадинами и ушибами, максимум — поломкой самоката. Однако СМИ и телеграм-каналы регулярно публикуют новости в духе «Автомобиль сбил человека на электросамокате в центре Москвы», «Супруги избили мужчину на электросамокате, ехавшего по тротуару в центре Москвы», «В Петербурге сотрудники Следственного комитета пришли с обысками в несколько сервисов аренды самокатов. Это связано с уголовными делами, возбужденными после трех инцидентов с наездами электросамокатов на детей». В обществе наметился настоящий раскол — между теми, кто за сервисы аренды самокатов, и теми, кто против. Мы решили разобраться, а как же на самом деле устроен рынок кикшеринга в России.

01Рынок: игроки, доли, инвестиции

Первый кикшеринг — комом

Первыми игроками на российском рынке шеринга электросамокатов в России стали каршеринговые компании «Делимобиль» и YouDrive. В мае 2018 года «Делимобиль» выставила в Москве 1650 устройств под брендом «Делисамокат», а YouDrive запустила бренд YouDrive Lite с 200 самокатами на старте. Чуть позже появились сервисы Samocat Sharing, в конце года, в Сочи, — Urent, а спустя год — Whoosh. «Делисамокат» и YouDrive Lite в итоге закрылись: причины были в дорогом техническом обеспечении самокатов и ошибочной оценке потребительского спроса.

На тот момент YouDrive вел долгие переговоры с Mail.ru Group о покупке сервиса каршеринга и, по итогу, сервис YouDrive Lite в периметр сделки не вошел. По словам сооснователя и гендиректора YouDrive Бориса Голикова, с этим был связан годовой перерыв в работе сервиса. В 2020 году Голиков перезапустил сервис аренды самокатов как самостоятельную компанию под брендом Lite. За 2020 год, по данным компании, его выручка составила 23 млн руб. при среднем чеке каждой поездки 200–250 руб., по данным компании. По факту, «Делисамокат» и Lite во многом опередили рынок. Препятствием для стремительного взлета бизнеса стали, с одной стороны, технические сложности в настройке программного обеспечения сервисов, с другой — высокая себестоимость устройств при низком спросе: в 2018 году пользователи еще были не готовы к активному использованию сервисов шеринга электросамокатов.

Игроки, которые вышли на рынок позже, смогли решить эти бизнес-задачи. Сегодня российский кикшеринг представлен сервисами Whoosh, Urent, «Карусель», Lite, E-Motion, Molnia, Eleven, Busy-Fly, toGO, «ПоПути» и другими. По различным оценкам, первые два игрока занимают около 80% всего рынка.

Кикшеринг в цифрах:

  • 90 тыс. самокатов — объем рынка на июнь 2021 года
  • 40 приложений кикшеринга на рынке, то есть 40 компаний
  • 10 млн человек пользуется самокатам в России
  • 3 млрд руб. — объем рынка в 2020 году
  • >3 млрд руб. привлечено инвестиций крупными игроками

Южный Urent

Основатель Urent Андрей Колесник начинал с каршеринга, но из-за низкой маржинальности бизнеса переключился на шеринг велосипедов, а затем и электросамокатов. В октябре 2018 года компания в тестовом режиме поставила несколько электросамокатов в «Розе Хутор» — эксперимент сработал. В конце года инвесторы Андрей Азаров и Михаил Гейшерик вложили в идею Колесника 12 млн руб. На деньги новых инвесторов URentBike приобрел около 2 тыс. самокатов у сервиса «Делисамокат». После этого Urent появился в Сочи, Краснодаре, Анапе и других южных городах. К концу 2019 года у сервиса было больше 3 тыс. электросамокатов; выручка составила 88 млн руб., а прибыль — 11 млн руб.

Летом 2020 года на фоне окончания локдауна и, как казалось, пандемии, спрос на кикшеринг начал быстро расти и в Москве. К этому времени здесь уже вовсю развернулся сервис Whoosh, запущенный бывшими топ-менеджерами S7 весной 2019 года.

Выехать на улицы Москвы Urent помогли также и дополнительные инвестиции: Азаров, Гейшерик и их друзья вложили в сервис еще 150 млн руб. В 2020 году через франшизу самокаты Urent появились в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже. Выручка компании по итогам года достигла 800 млн руб., а прибыль — 123 млн руб.

Сейчас у Urent, по данным компании, 40 тыс. электросамокатов в 50 городах (включая подмосковные), а приложением пользуются 2 млн человек. Средний чек поездки на электросамокате Urent в Москве составляет 180 руб., а усредненная дальность поездки — около 2,5 км. В день на одном устройстве совершается 4–5 поездок, в выходные этот показатель выше.

По подсчетам Urent, самокат зарабатывает примерно 7 тыс. руб. в неделю, а эксплуатационные расходы на него составляют 2 тыс. руб.

В апреле этого года сервис привлёк 1,2 млрд руб. от фонда АФК «Система» Sistema SmartTech, первых инвесторов, структур «Сбера» и «Ситимобил». Компания планирует увеличить парк до 60 тыс. электросамокатов и будет дальше инвестировать в технологическое развитие платформы.

С небес на землю

Сервис Whoosh запустили бывшие сотрудники авиакомпании S7 в 2019 году. В старт они вложили около $1 млн и долго готовились, разрабатывая софт и контроллер для будущих электросамокатов. Первые 20 штук появились в Москве, затем в Санкт-Петербурге и Новосибирской области. К концу первого года выручка компании выросла до 68,7 млн руб., а прибыль составила 25 млн руб.

В 2020 году Whoosh вышел еще в 8 городов, включая Сочи и Казань, и увеличил число пользователей до 2 млн. Они проехали более 17 млн км, что в 10 раз больше, чем годом ранее. По итогам 2020 года сервис заработал 855 млн руб. выручки (рост в 10 раз) и 211,5 млн руб. прибыли.

Парк Whoosh составляет 30 тыс. электросамокатов. В Москве у сервиса 7 тыс. кастомизированных самокатов Ninebot (Segway) Max Plus. Средний чек, продолжительность и дальность поездки компания не раскрывает.

Двузначные темпы роста компании заинтересовали крупных инвесторов. Спустя полгода переговоров Whoosh получил $25 млн, или около 1,9 млрд руб., от ЗПИФ «ВТБ Капитал Инвестиции» и структур банка «Открытие». Деньги идут на расширение парка самокатов и экспансию в другие города. Сервис уже присутствует в 17 городах, а его приложением пользуется 4 млн пользователей, сообщают в компании.

Подписка на самокаты

Сервисы кикшеринга работают по модели динамического ценообразования (она, например, используется в агрегаторах такси). Активация электросамоката стоит 30–50 руб. и зависит от города и модели самоката, аренда — от 5 до 9 руб., в зависимости от спроса. Дополнительно при активации самоката Whoosh со счета пользователя будет зарезервировано 500 рублей в качестве депозита. После окончания поездки они вернутся на счет.

В 2021 году кикшеринг начал экспериментировать с ценовыми предложениями. В апреле Urent запустил тариф «Пока не сядет». Тариф позволяет арендовать самокат до 12 часов, то есть до полной разрядки, за фиксированную стоимость — от 600 руб. Она будет рассчитываться исходя из модели самоката, уровня заряда и спроса.

После этого в мае Whoosh запустил подписку на неделю (199 руб.) или месяц (499 руб.). Подписчики платят только за поминутное использование электросамоката. При обычном тарифе в стоимость включена активация — 30–50 руб. Кроме этого, недельная подписка снижает депозит с 500 до 300 руб., а с месячной — его не нужно платить.

Аналогичную подписку разработали в Urent: она появилась в июле. Цена ее гораздо ниже, чем в Whoosh, — 149 руб. в месяц. Подписка дает безлимитное количество бесплатных активаций и окупается за 3 поездки — пользователь платит только за минуты. Для сравнения, чтобы окупить месячную подписку в Whoosh, нужно 10 поездок.

Места хватит всем

Чтобы уверенно запуститься в городе с населением до 150 тыс. человек, достаточно 50–100 самокатов (от $50 тыс., или 3,7 млн руб.). Для миллионника нужно будет 500. Такое количество самокатов использует, например, Urent для теста нового города.

Вторая большая статья расходов — разработка ПО. Она растянута во времени и требует десятков миллионов рублей, говорит директор по инвестициями «Карусели» Сергей Четвериков. Если запускаться через франшизу, то необходимости в этом не будет: можно использовать софт партнера.

Франшиза Urent обещает окупаемость за один сезон при инвестициях от 4,5 млн руб. — на покупку 300 самокатов недорогой модели. Взамен франчайзи отчисляет компании комиссию в 9–15% с каждого платежа. По франшизе «Карусели» стартовые вложения — от 3,6 млн руб. (на лизинг 150 самокатов) — окупятся за семь месяцев, то есть за сезон. Сервис работает по модели разделения выручки: 85% ее остается у франчайзи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прививка от неудач. Правила подготовки к провалу от сотрудника Пентагона Прививка от неудач. Правила подготовки к провалу от сотрудника Пентагона

Отрывок из книги эксперта по стресс-менеджменту Гленна Ширальди «Самооценка»

Inc.
Холодный расчет Холодный расчет

Какие десерты можно есть летом без вреда для фигуры?

Лиза
Турция признала права животных Турция признала права животных

Представители фауны больше не рассматриваются как «товар».

National Geographic
Что такое «шаровая молния» и существует ли она на самом деле? Что такое «шаровая молния» и существует ли она на самом деле?

Разбираем опасное явление, которым нас пугали бабушки

Maxim
«Чтобы похудеть, надо утолить голод» «Чтобы похудеть, надо утолить голод»

Биолог Герман Понцер — о том, как правильно сжигать калории на любой диете

Reminder
Прошел, словно и не бывало… Прошел, словно и не бывало…

Почему после отпуска ты чувствуешь себя уставшей и как отдыхать эффективно?

Лиза
Только без резких движений. Тест-драйв Nissan Qashqai 2021 с автопилотом Только без резких движений. Тест-драйв Nissan Qashqai 2021 с автопилотом

Кроссоверы Nissan стали умнее

РБК
«Школа должна готовить к жизни»: как устроено лучшее частное образование России «Школа должна готовить к жизни»: как устроено лучшее частное образование России

Важные вопросы о школе и воспитании детей

Forbes
Мигрирующий дупель поднялся на высоту 8700 метров Мигрирующий дупель поднялся на высоту 8700 метров

Днем кулики дупели летят на несколько тысяч километров выше, чем ночью

N+1
Марафоны похудения в инстаграме: они опаснее, чем кажутся! Марафоны похудения в инстаграме: они опаснее, чем кажутся!

Почему нельзя быстро похудеть на марафоне похудения?

Cosmopolitan
Гарантийный случай Гарантийный случай

Рассказ Алексея Поляринова о производственной травме писателя

Esquire
7 сериалов, которые надо посмотреть до конца лета. Выбор Esquire 7 сериалов, которые надо посмотреть до конца лета. Выбор Esquire

Лучшие сериалы, от которых нельзя оторваться

Esquire
7 сцен из культовых фильмов, в которых актеры не знали, что ждет их на съемочной площадке 7 сцен из культовых фильмов, в которых актеры не знали, что ждет их на съемочной площадке

Иногда то, что ты видишь на экране, — вовсе не гениальная игра актеров, а правда

Maxim
Атомная энергетика может решить проблему климатических изменений. Но стоит ли ее использовать Атомная энергетика может решить проблему климатических изменений. Но стоит ли ее использовать

Стоит ли развивать атомную энергетику?

Популярная механика
В Дели строят башню для борьбы со смогом В Дели строят башню для борьбы со смогом

Она не способна очистить воздух, но создаст «зоны, где люди смогут дышать»

National Geographic
Цифровое бессмертие: будем ли мы жить в компьютере после смерти тела Цифровое бессмертие: будем ли мы жить в компьютере после смерти тела

Зачем искать эликсир вечной жизни, если можно оцифровать мозг?

СНОБ
Тайные возлюбленные и служебные романы: личная жизнь звезд фильма «Лед» Тайные возлюбленные и служебные романы: личная жизнь звезд фильма «Лед»

Личная жизнь звезд фильма «Лед»

Cosmopolitan
Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях Олимпийцы, за которыми мы будем следить в соцсетях

Десять фаворитов, за которыми стоит следить и на соревнованиях, и в соцсетях

Playboy
5 правил безопасного секса для будущей мамы 5 правил безопасного секса для будущей мамы

Как сделать секс во время беременности безопасным для себя и малыша?

Psychologies
9 способов взбодриться без кофе и энергетиков 9 способов взбодриться без кофе и энергетиков

Как разбудить и привести себя в чувство без кофеина

Maxim
Растаявший ледник в Монголии обнажил останки архаров и древнее оружие Растаявший ледник в Монголии обнажил останки архаров и древнее оружие

Археологи обследовали участки, высвободившиеся из-под ледника в Монголии

N+1
Почему для проведения Олимпиады лучше выбрать один город, и как это поможет бороться с глобальным потеплением Почему для проведения Олимпиады лучше выбрать один город, и как это поможет бороться с глобальным потеплением

Зачем выбирать город для Олимпиады, если можно построить отдельный остров?

Популярная механика
Цивилизация родилась в пещере Цивилизация родилась в пещере

В Денисовой пещере 45 тысяч лет назад встретились три ветви человечества

Эксперт
Как создать единорога: возможности генной инженерии Как создать единорога: возможности генной инженерии

Можно ли получить генетически модифицированную породу лошадей?

Популярная механика
«Захват» Балтики «Захват» Балтики

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
«Мне предлагали «Похищение Европы» Серова из Третьяковки»: что скрывают частные коллекции Санкт-Петербурга «Мне предлагали «Похищение Европы» Серова из Третьяковки»: что скрывают частные коллекции Санкт-Петербурга

Коллекционер Владимир Березовский о мире питерских собирателей

Forbes
Гладкий я: эволюция эпиляции от Нефертити до наших дней Гладкий я: эволюция эпиляции от Нефертити до наших дней

Как в разные эпохи девушки избавлялись от волос на теле?

Cosmopolitan
Кто такой Марк Безос — маркетолог, волонтёр и брат основателя Amazon Кто такой Марк Безос — маркетолог, волонтёр и брат основателя Amazon

Родственник Джеффа Безоса готовится к полёту в космос с братом

VC.RU
Как спутниковая связь спасает редкие виды животных Как спутниковая связь спасает редкие виды животных

Благодаря новым технологиям от вымирания было спасено до 48 видов животных

Популярная механика
Галактика Брэнсона: от самолета до космических кораблей Галактика Брэнсона: от самолета до космических кораблей

У таких людей, как Ричард Брэнсон, есть, чему поучиться

CHIP
Открыть в приложении