«Оттолкнись и катись»: далеко ли уедут электросамокаты в России
Исследование рынка кикшеринга
90 тыс. самокатов, 40 приложений, 10 млн человек. Это российский рынок кикшеринга (от англ. kick scooter — самокат) в цифрах. На этом фоне чуть более 200 официально зарегистрированных ДТП выглядят несущественной погрешностью. Большинство ДТП не заканчиваются тяжелыми травмами или серьезным ущербом, и их участники отделываются ссадинами и ушибами, максимум — поломкой самоката. Однако СМИ и телеграм-каналы регулярно публикуют новости в духе «Автомобиль сбил человека на электросамокате в центре Москвы», «Супруги избили мужчину на электросамокате, ехавшего по тротуару в центре Москвы», «В Петербурге сотрудники Следственного комитета пришли с обысками в несколько сервисов аренды самокатов. Это связано с уголовными делами, возбужденными после трех инцидентов с наездами электросамокатов на детей». В обществе наметился настоящий раскол — между теми, кто за сервисы аренды самокатов, и теми, кто против. Мы решили разобраться, а как же на самом деле устроен рынок кикшеринга в России.
01Рынок: игроки, доли, инвестиции
Первый кикшеринг — комом
Первыми игроками на российском рынке шеринга электросамокатов в России стали каршеринговые компании «Делимобиль» и YouDrive. В мае 2018 года «Делимобиль» выставила в Москве 1650 устройств под брендом «Делисамокат», а YouDrive запустила бренд YouDrive Lite с 200 самокатами на старте. Чуть позже появились сервисы Samocat Sharing, в конце года, в Сочи, — Urent, а спустя год — Whoosh. «Делисамокат» и YouDrive Lite в итоге закрылись: причины были в дорогом техническом обеспечении самокатов и ошибочной оценке потребительского спроса.
На тот момент YouDrive вел долгие переговоры с Mail.ru Group о покупке сервиса каршеринга и, по итогу, сервис YouDrive Lite в периметр сделки не вошел. По словам сооснователя и гендиректора YouDrive Бориса Голикова, с этим был связан годовой перерыв в работе сервиса. В 2020 году Голиков перезапустил сервис аренды самокатов как самостоятельную компанию под брендом Lite. За 2020 год, по данным компании, его выручка составила 23 млн руб. при среднем чеке каждой поездки 200–250 руб., по данным компании. По факту, «Делисамокат» и Lite во многом опередили рынок. Препятствием для стремительного взлета бизнеса стали, с одной стороны, технические сложности в настройке программного обеспечения сервисов, с другой — высокая себестоимость устройств при низком спросе: в 2018 году пользователи еще были не готовы к активному использованию сервисов шеринга электросамокатов.
Игроки, которые вышли на рынок позже, смогли решить эти бизнес-задачи. Сегодня российский кикшеринг представлен сервисами Whoosh, Urent, «Карусель», Lite, E-Motion, Molnia, Eleven, Busy-Fly, toGO, «ПоПути» и другими. По различным оценкам, первые два игрока занимают около 80% всего рынка.
Кикшеринг в цифрах:
- 90 тыс. самокатов — объем рынка на июнь 2021 года
- 40 приложений кикшеринга на рынке, то есть 40 компаний
- 10 млн человек пользуется самокатам в России
- 3 млрд руб. — объем рынка в 2020 году
- >3 млрд руб. привлечено инвестиций крупными игроками
Южный Urent
Основатель Urent Андрей Колесник начинал с каршеринга, но из-за низкой маржинальности бизнеса переключился на шеринг велосипедов, а затем и электросамокатов. В октябре 2018 года компания в тестовом режиме поставила несколько электросамокатов в «Розе Хутор» — эксперимент сработал. В конце года инвесторы Андрей Азаров и Михаил Гейшерик вложили в идею Колесника 12 млн руб. На деньги новых инвесторов URentBike приобрел около 2 тыс. самокатов у сервиса «Делисамокат». После этого Urent появился в Сочи, Краснодаре, Анапе и других южных городах. К концу 2019 года у сервиса было больше 3 тыс. электросамокатов; выручка составила 88 млн руб., а прибыль — 11 млн руб.
Летом 2020 года на фоне окончания локдауна и, как казалось, пандемии, спрос на кикшеринг начал быстро расти и в Москве. К этому времени здесь уже вовсю развернулся сервис Whoosh, запущенный бывшими топ-менеджерами S7 весной 2019 года.
Выехать на улицы Москвы Urent помогли также и дополнительные инвестиции: Азаров, Гейшерик и их друзья вложили в сервис еще 150 млн руб. В 2020 году через франшизу самокаты Urent появились в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже. Выручка компании по итогам года достигла 800 млн руб., а прибыль — 123 млн руб.
Сейчас у Urent, по данным компании, 40 тыс. электросамокатов в 50 городах (включая подмосковные), а приложением пользуются 2 млн человек. Средний чек поездки на электросамокате Urent в Москве составляет 180 руб., а усредненная дальность поездки — около 2,5 км. В день на одном устройстве совершается 4–5 поездок, в выходные этот показатель выше.
По подсчетам Urent, самокат зарабатывает примерно 7 тыс. руб. в неделю, а эксплуатационные расходы на него составляют 2 тыс. руб.
В апреле этого года сервис привлёк 1,2 млрд руб. от фонда АФК «Система» Sistema SmartTech, первых инвесторов, структур «Сбера» и «Ситимобил». Компания планирует увеличить парк до 60 тыс. электросамокатов и будет дальше инвестировать в технологическое развитие платформы.
С небес на землю
Сервис Whoosh запустили бывшие сотрудники авиакомпании S7 в 2019 году. В старт они вложили около $1 млн и долго готовились, разрабатывая софт и контроллер для будущих электросамокатов. Первые 20 штук появились в Москве, затем в Санкт-Петербурге и Новосибирской области. К концу первого года выручка компании выросла до 68,7 млн руб., а прибыль составила 25 млн руб.
В 2020 году Whoosh вышел еще в 8 городов, включая Сочи и Казань, и увеличил число пользователей до 2 млн. Они проехали более 17 млн км, что в 10 раз больше, чем годом ранее. По итогам 2020 года сервис заработал 855 млн руб. выручки (рост в 10 раз) и 211,5 млн руб. прибыли.
Парк Whoosh составляет 30 тыс. электросамокатов. В Москве у сервиса 7 тыс. кастомизированных самокатов Ninebot (Segway) Max Plus. Средний чек, продолжительность и дальность поездки компания не раскрывает.
Двузначные темпы роста компании заинтересовали крупных инвесторов. Спустя полгода переговоров Whoosh получил $25 млн, или около 1,9 млрд руб., от ЗПИФ «ВТБ Капитал Инвестиции» и структур банка «Открытие». Деньги идут на расширение парка самокатов и экспансию в другие города. Сервис уже присутствует в 17 городах, а его приложением пользуется 4 млн пользователей, сообщают в компании.
Подписка на самокаты
Сервисы кикшеринга работают по модели динамического ценообразования (она, например, используется в агрегаторах такси). Активация электросамоката стоит 30–50 руб. и зависит от города и модели самоката, аренда — от 5 до 9 руб., в зависимости от спроса. Дополнительно при активации самоката Whoosh со счета пользователя будет зарезервировано 500 рублей в качестве депозита. После окончания поездки они вернутся на счет.
В 2021 году кикшеринг начал экспериментировать с ценовыми предложениями. В апреле Urent запустил тариф «Пока не сядет». Тариф позволяет арендовать самокат до 12 часов, то есть до полной разрядки, за фиксированную стоимость — от 600 руб. Она будет рассчитываться исходя из модели самоката, уровня заряда и спроса.
После этого в мае Whoosh запустил подписку на неделю (199 руб.) или месяц (499 руб.). Подписчики платят только за поминутное использование электросамоката. При обычном тарифе в стоимость включена активация — 30–50 руб. Кроме этого, недельная подписка снижает депозит с 500 до 300 руб., а с месячной — его не нужно платить.
Аналогичную подписку разработали в Urent: она появилась в июле. Цена ее гораздо ниже, чем в Whoosh, — 149 руб. в месяц. Подписка дает безлимитное количество бесплатных активаций и окупается за 3 поездки — пользователь платит только за минуты. Для сравнения, чтобы окупить месячную подписку в Whoosh, нужно 10 поездок.
Места хватит всем
Чтобы уверенно запуститься в городе с населением до 150 тыс. человек, достаточно 50–100 самокатов (от $50 тыс., или 3,7 млн руб.). Для миллионника нужно будет 500. Такое количество самокатов использует, например, Urent для теста нового города.
Вторая большая статья расходов — разработка ПО. Она растянута во времени и требует десятков миллионов рублей, говорит директор по инвестициями «Карусели» Сергей Четвериков. Если запускаться через франшизу, то необходимости в этом не будет: можно использовать софт партнера.
Франшиза Urent обещает окупаемость за один сезон при инвестициях от 4,5 млн руб. — на покупку 300 самокатов недорогой модели. Взамен франчайзи отчисляет компании комиссию в 9–15% с каждого платежа. По франшизе «Карусели» стартовые вложения — от 3,6 млн руб. (на лизинг 150 самокатов) — окупятся за семь месяцев, то есть за сезон. Сервис работает по модели разделения выручки: 85% ее остается у франчайзи.