Подмосковье в лидерах
Журнал «Отдых в России» совместно с центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели шестое ежегодное исследование, посвященное развитию туризма и туристической привлекательности российских регионов.
Прошедший 2020 год был тяжелым, а по мнению большинства экспертов, катастрофическим для туристско-гостиничной отрасли. Она вошла в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции.
По данным Ростуризма, падение по выездному и въездному туризму достигнет 80–85%. Если смотреть на оборот всей туротрасли, то в этом году сумма сократится на 60%, с 3,7 трлн (в 2019 году) до 1,6 трлн руб. При этом внутренний турпоток должен составить не менее 60% от прошлогоднего.
Меры государственной поддержки предприятий отрасли, по мнению большинства экспертов, оказались незначительными, хотя и очень востребованными. При этом не все организации смогли ими воспользоваться по формальным критериям: из-за несоответствия ОКВЭД, требованиям к малым и средним предприятиям. Также представители турбизнеса опасаются не выполнить требования по получению «невозвратного» кредита, а именно: сохранить не менее 90% численности персонала до апреля 2021 года. Кроме того, возрастающая долговая нагрузка, требования по возврату кредитов, по мнению отельеров, могут привести к банкротству и закрытию гостиниц уже в первом квартале 2021 года.
При всех проблемах представители турсообщества отмечают ряд позитивных изменений, происходящих в отрасли. Так, новинкой стала программа Ростуризма «Кешбэк за отдых в России». Это делалось впервые, в короткие сроки, совместно с платежной системой «Мир», которая выступила технологическим партнером программы. Каждый мог получить на карту «Мир» возврат средств в размере 20% (но не более 20 тысяч рублей) от стоимости тура по России или номера в отеле, приобретенного на сайте мирпутешествий.рф. На эти цели было выделено из федерального бюджета аж 15 млрд рублей.
По предварительным данным, россияне приобрели туров и проживаний с кешбэком на 6,5 млрд рублей по итогам двух «волн» продаж. В программе приняли участие около 300 тысяч человек. Государство вернуло людям за поездки по стране порядка 1,2 млрд рублей. И хотя эти цифры далеки от запланированных 15 млрд, главное, что система заработала и имела положительный психологический эффект.
«Этот год оказался самым сложным за всю историю российского туризма. Однако по результатам, которые мы подводим в конце года, видно, что именно внутренний туризм помог компаниям продолжить свою деятельность, фактически начав летний туристический сезон с 1 июля. Также за счет внутреннего туризма компании получили возможность планировать бизнес на следующий год. Гибкая политика авиаперевозчиков, которые в период ограничений давали туристам возможность пользоваться пакетными предложениями, помогла многим туркомпаниям и самим туристам», – дал свою оценку уходящему году генеральный директор компании «Випсервис», советник главы Ростуризма Дмитрий Горин.
Больше всего из-за пандемии пострадали отели в мегаполисах и крупных городах. «Летом загрузка отелей в Санкт-Петербурге упала на 70%, в Москве и других городах – до 80%. Иная ситуация была у загородных и курортных гостиниц. Начиная с июля и до конца сентября загородные отели вокруг больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, и курортные отели на Черном море, на Алтае и в других регионах были забиты под завязку. Многие из них собрали выручку даже больше, чем в прошлом году», –