«Окно» в культуру: зачем Аркадий Ротенберг тратит миллионы на оперное образование
В театре «Новая опера» в саду «Эрмитаж» второй сезон открыто «Окно» — просветительский проект, который вовлекает зрителей в жизнь театра. Подростковый совет, хор зрителей, мастер-класс по инклюзии для сотрудников театра — Forbes Life выяснил, как и для чего устроено «Окно» и зачем оно Аркадию Ротенбергу
Название проекта ОКНО — аббревиатура от «Образовательный кластер «Новой оперы». Проект занимается просветительской и творческой работой с широкой аудиторией. Хотя проект не ставит своей прямой задачей создание спектакля или увеличение продаж билетов, в долгосрочной перспективе взаимодействие с публикой намного сильнее влияет на расширение театральной аудитории и рост продаж. Пока, кроме «Новой оперы», в долгую с аудиторией не работает ни один другой музыкальный театр Москвы.
«Окно» — преемник проекта «Студия», который действовал в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на деньги попечителя театра, бизнесмена Аркадия Ротенберга (№52 в рейтинге Forbes, $1,1 млрд).
Первым в ряду образовательно-развлекательных проектов, поддержанных Ротенбергом, стал «Кругозор», запущенный в начале 2018 года. Тогда одной из площадок «Кругозора» называли пионерский лагерь «Артек», реконструкцией которого занималась его компания «Стройгазмонтаж». Рядом с «Кругозором» со временем появилась «Студия». Вслед за директором театра Антоном Гетьманом, которого, не продлив контракт в МАМТ, московский комитет по культуре назначил в 2021 году в «Новую оперу», «Студия» перебралась в новый театр, сменив название на «Окно». Аркадий Ротенберг не оставил проекта: как сообщили Forbes Life представители миллиардера, в сезоне 2021–2022 он пожертвовал на «Окно» 15 млн рублей.
Идея вовлечения подростков в мир художественной культуры и классической музыки — это и следование мировому тренду, и дань наследию советской образовательной системы. Неслучайно автор «Студии» и «Окна» Алиса Спирина говорит, что, разрабатывая свои программы, опиралась на методологию Натальи Сац (создателя первого в России Центрального детского театра), опыты Леопольда Сулержицкого (ученика Станиславского и учителя Вахтангова, который проповедовал идею театрального сообщества, «ордена» актеров) и концепцию педагога и композитора Дмитрия Кабалевского (в 1970-е годы он изменил приоритеты массового музыкального образования в стране — с его легкой руки в общеобразовательных школах вместо «пения» появились предметы «музыка» и «мировая художественная культура», или МХК). Из новейшего западного опыта Спирина ориентировалась на такие оперные дома, как Royal Opera House, Opera North, Opera de Paris, а также Финская опера, Сиднейская, Шотландская опера.
Проблема, которую в Европе называют «15/24» — отсутствие в музеях и оперных театрах молодой аудитории, — стоит в ряду важнейших государственных задач многих западных стран. Как не допустить сбоя в передаче культурных кодов от поколения к поколению, решают и государственные институции, и частные фонды, и крупнейшие мировые театры. «Привлечение новой молодой аудитории — это вопрос будущего существования Метрополитен-оперы и всего музыкального искусства в целом», — говорил представитель Метрополитен-оперы Wall Street Journal в 2018 году.