От Ту-95 до ПАК ДА: как менялись двигатели супер-бомбардировщиков
Во время холодной войны на плечи бомбардировщиков легла нелегкая ноша ядерного оружия, что, по сути, стало огромным толчком в развитии тяжелой авиации в мире. От самолетов требовалось не просто взять на борт тонны боевой нагрузки и доставить ее через континент, но и сделать это крайне быстро. Наши по-началу сильно отставали в этих дисциплинах, но вскоре показали всем, сами знаете что.
Ту-95 Bear
Не всегда при разработке военных машин конструкторы применяют инновационные технологии. Так, в 1950-х, выполняя партзадание по созданию первого тяжелого межконтинентального бомбардировщика, Андрей Николаевич Туполев сознательно отказался от применения турбореактивных двигателей, так как они не блистали ни надежностью, ни экономичностью. А две пары турбовинтовых агрегатов – то что надо. К слову, движки НК-12, которыми впоследствии стали оснащать могучий Ту-95, по сей день являются самыми мощными среди турбовинтовых моторов в мире.
Несмотря на классическое строение, мотор НК-12 получился в самом деле рекордсменом. Во-первых, это самый шумный агрегат в мире среди аналогов. Выдавая в общей сложности 12 000 л.с., четыре НК-12 шумят настолько, что запросто «секутся» даже гидроакустическими системами подводных лодок. Но едва ли это можно считать существенным недостатком при нанесении ракетно-ядерных ударов. Зато в купе с высокопроизводительной винтовой установкой (КПД до 82%) у Ту-95 отменные показатели дальности полета (12 100 км).
Во-вторых, КПД пятиступенчатой турбины двигателя составляет 34%, что тоже рекорд. Для регулировки компрессора на этом двигателе впервые установлена система клапанов перепуска воздуха. На НК-12 так же впервые применена единая система регулирования подачи топлива, сконструированная в едином блоке.
В-третьих, и сам редуктор, передающий вращающий момент на соосные винты Ту-95, вышел отменным. Позднее, ряд уникальных технических решений, использованных при его проектировании, нашли широкое применение в других типах авиационных двигателей.