Ислам и феминизм: как мусульманки отстаивают свои права
Мусульманские женщины нередко выходят на митинги, защищая свои гражданские права, и это не только протесты, произошедшие в Иране в 2022 году. Forbes Woman разбирается, существует ли исламский феминизм, за что сражаются независимые мусульманки и не противоречит ли их борьба столпам ислама
Сестры в исламе
В начале 2022 года неправительственная малайзийская организация «Сестры в Исламе» начала кампанию против изнасилований в браке. «Половой акт — взаимное право мужа и жены, а не только одного мужа. Брак не узаконивает принуждение, насилие, унизительные и болезненные действия ни по отношению к мужчинам, ни по отношение к женщинам», — объясняют аморальность изнасилований в браке с точки зрения Корана «Сестры в Исламе».
Движение «Сестры в Исламе» основала активистка и феминистка-мусульманка Зайна Анвар еще в конце 1980-х годов, потому что увидела, что права среднестатистической мусульманки не соотносятся с базовыми правами человека. Она описывала, как ходила по малайзийским деревням, чтобы пообщаться с женщинами, и сталкивалась с такими вопросами: «Разве ислам не говорит, что мужчина имеет право бить женщину?», «Разве ислам не говорит, что женщина должна подчиняться своему мужу?», «Разве ислам не говорит, что мужчина имеет право на четырех жен?».
«Слишком долго женщинам-мусульманкам, которые требовали реформирования дискриминационных практик, говорили, что «это закон Божий», и поэтому они не были открыты для переговоров и изменений. Задавать вопросы и что-то менять якобы противоречит шариату, ослабляет нашу веру и уводить нас с истинного пути», — объясняет Зайна Анвар.
За почти 30 лет сама Зайна Анвар не свернула с пути борьбы за права мусульманок. В феврале 2009 года в Куала-Лумпуре «Сестры в Исламе» запустили движение Musawah (в переводе с арабского «равенство») по борьбе за равенство и справедливость в мусульманской семье. Тогда на встрече собрались 250 человек из 47 стран, это были феминистки, религиозные деятели, правозащитники, исследователи ислама и мусульманского мира, юристы, журналисты и активисты.
Движение предлагает разнообразную коллекцию толкований, юридических мнений и принципов, которые позволяют интерпретировать равенство и справедливость в исламе на национальном и международном уровнях. «Никогда не было никаких записей о пророке, которые бы пропагандировали насилие против женщин, или же записей о пророке, избивающем свою жену или же плохо обращающемся с ней», — заявляет Зайна Анвар.
Положение женщин в исламе
По словам арабистки Параскевы Новиковой, ислам, который появился в VII веке, был либерален по тем временам и заметно улучшил статус женщин, хотя бы потому, что религия стала запрещать убийство новорожденных девочек.
Основные положения, которые касаются женщин, регулирует сура под названием «Ан-Ниса». Согласно ей женщина может вступать в судебные тяжбы, наследовать имущество, самостоятельно выбирать себе мужа, получать образование и распоряжаться имуществом и заработанными деньгами. Также в суре указано, что она может сама инициировать разводный процесс, если нарушаются ее права. «В мусульманских странах можно наблюдать такую картину, если мусульманка в чадре, она, как правило, этим показывает, что она религиозная. Хотя это не всегда так. Но если она в чадре и рядом идет муж, то дети, сумки, покупки, все на муже. Он несет всех детей, ведет их за ручки, он несет все сумки», — приводит пример уважительного отношения к женщине журналистка Надежда Кеворкова.