От пляжа в Торонто до кластера в Туле: как удачные архитектурные решения помогли поднять туризм
Архитектор Иван Охапкин специально для Forbes Life собрал удачные архитектурные решения, которые смогли вывести туристическую отрасль страны, региона или города на новый уровень
Границы закрыты — и, возможно, у российского туризма появился уникальный шанс на перезапуск. На государственном уровне предложения по развитию внутреннего туризма внесли в национальный план восстановления экономики: обсуждают создание транспортной доступности, поддержку и льготное кредитование инвесторов отрасли, ее цифровизацию и другие глобальные действия, которые формируют качественный туристический продукт. Нам бы хотелось обратить внимание на инфраструктуру курортных зон и показать наиболее успешные проекты, которые смогли вывести туристическую отрасль страны, региона или города на новый уровень. Теоретически, все представленные типологии могли быть построены в России (естественно, c учетом контекста места и его идентичности), во всяком случае, многие из них недороги в реализации. Что действительно важно — это идея и продуманная архитектурная концепция.
Национальные туристические маршруты Норвегии
Уникальный пример государственной архитектурной инициативы, направленной на развитие туризма и создание дополнительного источника дохода для местных жителей. По концепции, самые живописные уголки норвежской природы дополняются смелой, но вполне уместной современной архитектурой, переосмысливающей отношения природы и цивилизации. 10 из 18 природных маршрутов проложены в районе знаменитых фьордов. Для каждого разработано собственное архитектурное решение (в основном в духе скандинавского минимализма): панорамная платформа, обзорные павильоны, смотровые площадки в облаках; мосты, уводящие за горизонт; рестораны, местные магазинчики или неожиданные арт-объекты знаменитых авторов (вроде Мемориала сожженным ведьмам в Финнмарке архитектора Петера Цумтора и скульптора Луизы Буржуа; брутальной арки Кнута Волда или стеклянного «телескопа» Карла-Вигго Хёмлебакка, «поясняющего», что за вершины расположены вокруг). Масштаб норвежских пейзажей таков, что даже самые крупные постройки, типа смотровой площадки Стегастейн над Эурланнсфьордом, не могут нарушить их исполинской гармонии, зато задают новый контекст для их восприятия.
Но, кстати, не все постройки программы яркие и «знаковые». Отель в Туртагрё (архитекторы JVA — Jarmund/Vigsnæs) выполнен в традиции норвежских красных деревянных домов, точнее — гостиниц, появившихся здесь в XIX веке. Старинные и новая постройки насыщенного цвета служат в долине ориентиром для альпинистов и любителей пешего туризма (Туртагрё — стартовый пункт для многих маршрутов). Летняя горнолыжная база Согнефьелльхютта архитекторов Jensen & Skodvin, работающая с апреля по июль, когда с ледников сходит снег, представляет собой функциональное здание из дерева и стекла. А на многих участках просто создана комфортная инфраструктура для путешественников, впрочем, и ее отличает высокое качество архитектуры (взмывающий Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога»; бетонная мебель в сосновом бору Лиасаннен по проекту Jensen & Skodvin).
Программу придумали в 1994 году по инициативе Управления государственных дорог, которое решило использовать сеть шоссе, охватывающую всю Норвегию, чтобы завлекать туристов в самые живописные уголки страны. Была создана удобная инфраструктура для авто и мотопутешествий, построено первое поколение арт-объектов (довольно скромных по сегодняшним меркам). Туристический эксперимент имел успех и получил дополнительное финансирование государства. В этом году программа будет полностью завершена, общая протяженность маршрутов составит 2036 км. В последние годы туристическая отрасль в Норвегии развивается невероятными темпами (походы, морские круизы, горнолыжный отдых, мото и авто путешествия), и уже приносит солидную долю прибыли в государственный бюджет.
Пляж Sugar Beach на озере Онтарио, Торонто
Сложно представить, что на месте этого пляжа когда-то была наземная парковка. Это наглядный пример, как архитекторы Claude Cormier + Associés Inc перепридумали промзону (которой у нас, кстати, полстраны). Расположенный в урбанизированном районе Sugar Beach получил свое название и свой дизайн благодаря находящейся поблизости конфетной фабрике. Однако розовый цвет бабл гама, узнаваемые зонтики мороженного, яркая подсветка и «леденцовые» полоски на валунах не выглядят бутафорски, скорее, это игра в контекст на интуитивном уровне.