Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

ForbesИстория

От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Василий Легейдо

Сбор картофеля (Иллюстрация Universal Images Group via Getty Images)

История еды не сводится к биографиям известных шефов и курьезам, ставшим источником вдохновения для рецептов. Кулинарные традиции формировались под влиянием географии и культуры, а пища преобразовывала сообщества, превращаясь из способа утолить голод в объект социальных и экономических взаимодействий. А порой блюда и продукты становились поводами для войн и революций, помогали преодолевать катастрофы и спасали миллионы жизней. Публицист Василий Легейдо рассказывает о самых интересных случаях, когда еда меняла ход истории.

Марш за хлебом

Марш за хлебом
«Поход на Версаль»·The Print Collector·Getty Images

Осенью 1789 года Франция пребывала в подвешенном состоянии. Всего несколько недель назад революционеры взяли Бастилию — легендарную тюрьму, которая за много веков стала символом непоколебимости и безжалостности монархии. Однако политическая обстановка в стране не изменилась в одночасье. Король Людовик XVI вместе с женой Марией-Антуанеттой находился в своей резиденции в Версале, где их охраняли лояльные гвардейцы. В Париже тем временем усиливалось недовольство: из-за плохих урожаев два года подряд и отсутствия поддержки со стороны властей подскочили цены на хлеб. Вдобавок французы облагались непомерным относительно своего заработка налогом на соль.

На этом фоне роскошный образ жизни королевской семьи вызывал ярость у низших слоев. Многие винили в кризисе Марию-Антуанетту, которой, по слухам, не было дела до подданных. Историк моды Лоранс Бенаим рассказывает, что в переводе на современные цены одни только расходы на одежду для королевы составляли примерно $3,6 млн в год.

Возмущенные равнодушием властей, утром 5 октября 1789-го тысячи бедных парижанок вышли на площадь перед ратушей и спонтанно двинулись на Версаль, чтобы просить короля лично исправить ситуацию с хлебом. Командир Национальной гвардии Жильбер Лафайет, который выступал за демократию и ограничение власти монарха, попытался уговорить протестующих отказаться от своей затеи, но те остались непреклонны. Тогда Лафайет присоединился к шествию, чтобы предотвратить произвол. Колонна выросла до 20 000 человек. Люди несколько часов шли под проливным дождем, били в барабаны и выкрикивали лозунги. Многие были вооружены вилами, пиками, ружьями и пистолетами.

Добравшись до Версаля, недовольные парижане сначала встретились с депутатами Учредительного собрания и изложили им свои требования. Те сразу сформировали делегацию для переговоров с королем, в которую вошли и законодатели, и участники шествия. Людовик согласился обсудить ситуацию и в целом вел себя миролюбиво. Очаровав протестующих, король пообещал распределить продукты из своих запасов между нуждающимися. Благодарные члены делегации решили, что их требования удовлетворены и сообщили об этом собравшейся перед Версалем многотысячной толпе. Однако те, кто не общался с королем, не поверили его обещанию и решили остаться до тех пор, пока Людовик сам не вернется в Париж, чтобы сдержать кризис.

Атмосфера перед дворцом становилась все более враждебной. Люди выкрикивали оскорбления в адрес Марии-Антуанетты и ругали власть. Толпа провела под стенами Версаля всю ночь, а наутро, обнаружив оставленный без охраны вход, прорвалась внутрь. Оказавшись во дворце, парижане начали разыскивать Марию-Антуанетту, чтобы расправиться с ней. Нескольких гвардейцев, которые пытались сдержать протестующих, убили, их головы насадили на пики. Королева укрылась в покоях супруга и оставалась там до тех пор, пока Лафайету не удалось примирить народ с гвардейцами.

Окончательно протестующие успокоились лишь после того, как король в сопровождении Марии-Антуанетты вышел на балкон и объявил, что возвращается в Париж. После этого стихли оскорбления даже в адрес королевы — свою роль сыграло и то, что Лафайет, которого уважали недовольные парижане, опустился перед ней на колено и поцеловал ей руку. Днем 6 октября процессия во главе с гвардейцами, которые несли на штыках хлеб, покинула Версаль. За ними следовали повозки с мукой, королевская карета и торжествующая толпа. Многие считали, что примирение короля с народом сулит стране благополучие и идиллию.

На самом деле поход на Версаль оказался лишь заключительным эпизодом начального этапа революции, а Людовика XVI и Марию-Антуанетту казнили четыре года спустя. Некоторые исследователи связывают такое развитие событий именно с «хлебным бунтом» — после него роль народа в революционных процессах возросла, а сторонники умеренных преобразований начали терять контроль над ситуацией. Раньше король казался французам неуязвимым и богоподобным. Прорвавшиеся в Версаль парижане развенчали это представление и нанесли роковой удар по репутации монархии.

Несладкая жизнь

Несладкая жизнь
Рабы на плантациях сахарного тростника на Ямайке·Universal Images Group via Getty Images

Сахар начал экспортироваться в Европу с Ближнего Востока еще в Средневековье, однако долго оставался для европейцев предметом роскоши. Транспортировка неочищенного тростника, из которого добывали подсластитель, стоила больших денег, а его переработка требовала много времени и сил. Из-за этого до середины ХVIII века позволить себе сахар могли лишь представители высшего общества.

Ситуация во многом изменилась после проникновения сахара в Новый Свет, где он по мере освоения Американского континента начал пользоваться все большей популярностью. Европейцы в свою очередь открывали благодаря покорению заокеанских территорий продукты, которые либо хорошо сочетались с подсластителями, либо сами были сладкими на вкус, что вело к формированию новых гастрономических привычек. С учетом высокого спроса на сахар власти колониальных держав решили культивировать тростник на Карибах и поставлять его оттуда в Америку и Европу.

Единственным препятствием на пути к обогащению мог стать недостаток рабочей силы. Колонисты решили эту проблему с помощью рабов, которых перевозили из Африки целыми семьями и заставляли трудиться на плантациях. Они сеяли и собирали тростник, выжимали из него сок и выпаривали его. Добыча сахара представляла собой изматывающее занятие, но рабовладельцы относились к рабам исключительно как рабочей силе. Тех, чья производительность падала, жестоко наказывали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Код диабета Код диабета

Как диабет 2-го типа стал самой «внезапной» болезнью века

kiozk originals
Как папа Карло Как папа Карло

Как химик-технолог и редактор Men's Health пришел к жизни, наполненной смыслом

Afternoon Seasons of life
«Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви «Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви

К чему приводят нереалистичные ожидания в отношениях

Psychologies
«То, что на экране, — это психическая реальность тех, кто смотрит, а не тех, кого показывают» «То, что на экране, — это психическая реальность тех, кто смотрит, а не тех, кого показывают»

Режиссер Рената Джало о своем фильме «На этой земле»

Weekend
«Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь «Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь

Как прожить травматичный опыт прошлых отношений?

Psychologies
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита

О нескольких удивительных находках, обнаруженных в бирмитах

Наука и техника
Время для себя: 5 объемных романов Время для себя: 5 объемных романов

Хана, Руссо, Медведев: 5 масштабных романов

СНОБ
Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Мужчина, вы зачем? Чтобы злиться на обидчиков Мужчина, вы зачем? Чтобы злиться на обидчиков

Даже в самые темные времена впереди всегда есть свет

СНОБ
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа

Противовирусная терапия не влияет на смертность при нетяжелом течении гриппа

N+1
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
Как привить себе новые привычки: советы ученых Как привить себе новые привычки: советы ученых

Освоение нового режима может быть пугающим, но это проще, чем многим кажется

ТехИнсайдер
«Шерсть дыбом: Медведи-взломщики, макаки-мародеры и другие преступники дикой природы» «Шерсть дыбом: Медведи-взломщики, макаки-мародеры и другие преступники дикой природы»

Зачем орнитологи взрывали птиц динамитом

N+1
Умный швед Умный швед

Службу престолу и Отечеству Эрнест Левстрём нёс ответственно

Дилетант
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
Тонкая материя Тонкая материя

Как инновационные и экоткани меняют индустрию моды

РБК
Робот с революционным запалом Робот с революционным запалом

Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

Монокль
Де Голль — ставка на «зеро» Де Голль — ставка на «зеро»

Шарль де Голль: пятая республика, сильная власть, отставка правительства

Дилетант
Пережить декабрь: как растет спрос на адвент-календари и сколько денег они приносят Пережить декабрь: как растет спрос на адвент-календари и сколько денег они приносят

С чем связан тренд на адвент-календари и сколько на нем можно заработать?

Forbes
Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма» Валерий Сухих: «Время требует от депутатов оперативности и профессионализма»

Какие традиции и принципы остаются неизменными в работе заксобрания Прикамья?

ФедералПресс
Бородатый рейс — о чем говорят мужчины на приеме у косметолога и пластического хирурга Бородатый рейс — о чем говорят мужчины на приеме у косметолога и пластического хирурга

Почему мужчины все чаще обращаются к косметологам и хирургам

СНОБ
Открыть в приложении