От индейцев до цирков «человеческих диковинок» и хиппи: как развивалась американская тату-культура
3 марта в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка-исследование «Тату», посвященная искусству татуировки, которая за 3000 лет прошла путь от ритуальной телесной практики до важной части современной визуальной культуры. Esquire поговорил с кураторами Варварой Шкерменевой и Александрой Савенковой и рассказывает одну из глав этой обширной истории — про Америку и эволюцию татуировки в ней со времен Колумба до наших дней.
До XVIII века: Европа и заморские впечатления
Говоря об истории американской татуировки, начать нужно все же с Европы — именно оттуда прибыли те, кто сделал американскую тату-культуру такой, какой мы ее видим сейчас. Исследователи-антропологи, изучая явление, пришли к выводу, что татуировки были распространены у первых христиан везде, где последователи этой религии были в меньшинстве и подвергались гонениям, — например, у коптов и сирийских христиан. Рисунки в виде крестов, скрытые от посторонних глаз, заменяли им носимые сакраменталии. Позже в Европе церковной властью татуировка была запрещена, ведь эта практика противоречила библейским предписаниям, но по-прежнему допускалась у крестоносцев, которые шли умирать за свою веру в дальние страны. Религиозный запрет затормозил тату-культуру в Европе, и она возобновилась только после активного начала мореплавания.
Само слово «татуировка» вошло в обиход в XVIII веке благодаря кругосветным экспедициям Джеймса Кука — английского мореплавателя, исследователя и первооткрывателя. Моряки, столкнувшись во время путешествий по Тихому океану и на острова Океании с кардинально новыми для себя культурами и традициями, стремились привезти на родину свидетельства увиденного, в том числе в виде рисунков на коже по методике коренного населения.
До прибытия европейцев в Новый Свет там, конечно же, существовало свое искусство татуировки, но традиции коренных американцев не повлияли на зарождающуюся тату-культуру европейских колонизаторов: узнав о способах нанесения татуировок, мореплаватели выработали собственный визуальный тату-язык.
XVIII век: татуировки моряков — религия, суеверия и хвастовство
Моряцкие татуировки были абсолютно самобытными. Эти рисунки — своеобразный лубок, то есть разновидность народного творчества — базировались на легко считываемых образах: например, имени или лица матери (или любимой женщины). Частым мотивом была и христианская символика — кресты, четки, силуэт Богоматери: как и крестоносцам, морякам церковь прощала вольности обращения с телом и самими священными символами.
Отдельным жанром были татуировки-обереги (морская стихия непредсказуема, и в те времена человек легко мог сгинуть в походе). Моряки нередко набивали на ногах — обычно на верхней части ступней — изображения свиньи и петуха: считалось, что носитель таких татуировок не утонет. Почему столь сухопутные животные, как петух и свинья, оказались ответственными за спасение на море? Логика простая: на кораблях скотину перевозили в деревянных клетках и при кораблекрушении у животных в них был большой шанс прибиться к берегу и спастись.
Конечно, не все рисунки на теле у моряков имели глубокий смысл — некоторые служили просто для развлечения и скрашивания тягот долгого плавания: тут в дело шли довольно фривольные картинки, сексуализированные изображения женщин. Такими татуировками моряки хвастались товарищам за кружкой горячительного напитка в портовой таверне и любовались сами во время длинных вахт.