«Это гуманитарная катастрофа». Писатель Саша Филипенко о новой книге, посвященной проблеме детских домов в России
Белорусский писатель и журналист Саша Филипеко в 2020 году выпустил свой новый роман — «Возвращение в Острог». В центре сюжета — странные самоубийства воспитанников детского дома в маленьком городе. В интервью Forbes Life он рассказал, почему литература должна говорить на остросоциальные темы и что каждый из нас должен сделать прямо сейчас, чтобы проблема сиротсва в России была решена.
Саша Филипенко — автор нескольких романов («Бывший сын« получил «Русскую премию», год спустя «Замыслы« выиграли премию журнала «Знамя», а «Травля» была номинирована на «Большую книгу»). Книги Филипенко переведены на французский, чешский, венгерский, польский, итальянский, английский и хорватский языки. Его предыдущий роман «Красный Крест» будет опубликован на немецком языке в феврале 2020 года. Мы встретились с одним из самых продуктивных и современных русскоязычных писателей, чтобы обсудить его новую книгу — «Возвращение в Острог», где Филипенко поднимает чрезвыйчно сложную для российского общества проблему — сиротства и детских домов.
Что вы узнали про устройство российских детских домов, пока писали книгу?
Я понял, что единственное, чего не хватает детским домам — любви. Многие люди, которые приезжают туда, думают, что нужно везти телефоны, подарки, одежду, игрушки — но все это давным-давно есть. Главная проблема детских домов России заключается только в том, что они еще есть. А быть их ни в коем случае не должно. Ребята должны быть в семьях, за ребятами должна стоять многомиллионная очередь. А сейчас получается так, что каждый день в России в детские дома возвращают тринадцать детей в день. В среднем, тринадцать детей в день. Я считаю, что это гуманитарная катастрофа.
От вашей книги «Возвращение в Острог», конечно, остается тяжелое ощущение — что скорее все плохо, чем ничего.
Конечно, все плохо. Происходящее в детдомах — ненормально. И не надо успокаивать себя тем, что в некоторых таких заведениях есть хорошие инициативы. Я в этом смысле алармист, и мне кажется, что мы должны эту ситуацию исправить. Я не уверен, что книга может глобально повлиять на ситуацию, но книга вместе с помощью журналистов, вместе с работой волонтеров может сработать. И у меня нет задачи написать милую книжечку, которая скрасит досуг — я хочу показать зрителю фотографию того, что происходит здесь и сейчас.
В книге детей отправили на море — та самая «хорошая инициатива». А в итоге им стало только хуже, потому что они увидели, как можно жить по-другому, а потом их вернули в ад детдома. Как делать добро, чтобы не навредить?
Ровно об этом я и хотел рассказать в книге. «Возвращение в Острог», в том числе, роман о себестоимости добра. Сейчас все помогают, и это безусловно хорошо, но многие не думают как раз о последствиях добра, и не думают, как это делать грамотно. И главное, что я хочу сказать: добро не должно быть разовым. Если вдруг у тебя возникает истеричное желание сделать что-то доброе, чтобы об этом потом написать в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), ты должен понимать, что тебя ждет очень долгий путь.
Со мной произошла сложная личная ситуация, когда я был не в состоянии помочь себе в течение долгого времени. Очень переживал. И в какой-то момент я пришел к мысли, которую в книге озвучивает Петя Павлов: если ты не можешь помочь себе, ты должен начать помогать другим. Это действительно работает. Но! Обычно, как только тебе становится чуть лучше, ты опять забиваешь на других, возвращаешься к своей жизни. И в этом смысле я восхищаюсь волонтерами, которые делают добрые дела постоянно, вне зависимости от собственных переживаний и настроений.
Так что, если ты вдруг собрался помогать – эта штука с тобой всерьез и надолго. И даже если ты переводишь деньги в один из благотворительных фондов, не надо делать то разово — лучше подпишитесь на ежемесячный небольшой взнос. Всем фондам важно понимать, что деньги поступают регулярно. А вот у истеричных хороших поступков могут быть ужасные последствия.