«Островок разума и внутренней свободы». Основатели «Страдающего Средневековья» о новых гуманитарных курсах и юморе в темные времена
Как-то раз два студента исторического факультета ВШЭ, сидя на паре, заметили, что на иллюстрациях к средневековым текстам «все страдают». Они завели паблик «ВКонтакте» под названием «Страдающее Средневековье», где выкладывали мемы с реальными гравюрами из средневековых книг. За семь лет паблик с картинками про инквизиторов и еретиков превратился в полноценный бизнес, который приносит основателям больше 10 млн руб. выручки в год.
В июле 2022 года к литературным бестселлерам, мерчу с изображением коня Игоря и эксгибициониста Коли и настольной игре, которая за несколько недель собрала 10 млн руб. с помощью краудфандинга, прибавились образовательные курсы «Страдариум». Inc. поговорил с основателем «Страдающего Средневековья» Юрием Сапрыкиным и продюсером «Страдариума» Янисом Прошкинасом и узнал, чему можно научиться на курсах о «темном времени» и почему мемы о Средних веках особенно актуальны сегодня.
«Страдающее Средневековье» в цифрах
- $10 тыс. — потратили основатели на запуск образовательных курсов «Страдариум»
- 4 990 руб. — стоит курс из пяти уроков
- 10 млн руб. — приносила реклама в паблике «Страдающее Средневековье» в год
- На 50% — сократились рекламные доходы паблика после 24 февраля
- 1 млн подписчиков — во всех соцсетях «Страдающего Средневековья»
- 200 тыс.-600 тыс. человек видит каждый пост паблика
- 10 млн руб. (и премию «Просветитель») — принесла первая книга «Страдающее Средневековье»
*Источник: данные компании
Как паблик с мемами превратился в бизнес
Юрий Сапрыкин: «Страдающее Средневековье» — это медиа, которое занимается всем подряд. За последнее время вокруг этого медиа появились много коммерческих проектов.
То, что начиналось как хобби, уже два года позволяет мне не работать.
Судьба нашего последнего крупного начинания — настольной игры «Страдающее Средневековье» — сложилась очень хорошо. Мы собрали благодаря краудфандингу больше 10 млн руб., напечатали 60 тыс. экземпляров, продаем ее на своем сайте, маркетплейсах и в книжных магазинах, люди пишут классные отзывы. Я сейчас живу в Израиле, но друзья говорят, что к кому бы ни зашли в Москве — у всех наши «страдающие карты».
На производство из собранных 10 млн руб. ушло около 4 млн, остальное мы поделили между собой, часть отдали на благотворительность. Есть такой классный магазин Barking Store, в партнерстве с которым мы выпускаем «средневековый» мерч. Мама основателя владеет приютом для животных, которому мы и решили помочь.
Продажи игры принесли нам около 10 млн руб., и я верю, что дальше — больше.
Про влияние пандемии
Юрий Сапрыкин: Пандемия нам только помогла: проектов стало больше. Например, в разгар первого карантина мы запустили коллаб с пивом Krušovice: серию промоматериалов с мемами про пиво. Мы сделали по пять постов в каждой соцсети, охват проекта был около 3 млн человек. Для нас это было грандиозно. После него за рекламой стали приходить другие компании — это стало нашим основным способом заработка. За последние два года реклама в паблике принесла нам около 10 млн руб.
Есть проекты, которые приносят деньги (реклама, игра), а есть те, которые мы делаем для души, которые отражают наши ценности. Нам часто не очень интересно, сколько денег мы получим, нам просто нравится процесс. Вот такие мы бизнесмены.
Например, недавно мы выпустили пиццу «Средневековая дичь» в партнерстве с сервисом доставки TVОЯ Pizza delivery. Казалось бы, фигня, но нам очень нравилось обсуждать, какой она будет, пробовать вкусы, придумывать, как о ней рассказать сообществу. Это была разовая акция, но очень успешная: были проданы тысячи коробок.
Мой любимый проект — «средневековое мыло». Нам написал человек из какого-то маленького города, рассказал, что делает свое мыло. Мы решили его поддержать и выпустить свою мыльную мини-коллекцию. Я прямо кайфовал, когда ее придумывал. Но продали мы ровно одну пачку.
Или взять нашу книжную серию. Первая книга — «Страдающее Средневековье» — стала бестселлером, но наш авторский гонорар на троих составил несколько сотен тысяч рублей. На издании книг много денег не заработаешь, если ты не Глуховский или Зыгарь. Сейчас мы выпустили серию из 11 книг, до Нового года их будет 20. Там будет, например, книжка про секс, про евнухов, про пиво, про астрологию. Мы получаем небольшой процент с продаж, но очевидно, что миллионерами благодаря этому не станем. Тут главное — удовольствие от процесса.