Особенные машины: советская школа танкостроения
Школа танкостроения СССР всегда шла самобытным путем. Советские конструкторы имели особое видение роли танка в современной войне, что приводило к созданию уникальных и подчас революционных машин.
Еще во времена легендарной «тридцатьчетверки» был заложен своеобразный базис, основа конструирования как советских, так и современных российских танков. Исходя из опыта Второй мировой войны, советские инженеры старались все свои последующие модели максимально подогнать под четыре основополагающих требования: вооружение, защита, скорость, простота конструкции. Кроме того, эксплуатация семейства ИС показала, что при стремительном развитии противотанковых средств, тяжелый танк в ряде случаев мало в чем превосходил средний или, как тогда стало принято говорить, «основной боевой». Зато минусов у громоздкой, сложной в производстве и дорогой машины было сколько угодно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в середине 1950-х годов тяжелые танки исчезли как класс.
Все последующие семейства советских бронемашин, начиная с Т-54 и заканчивая Т-90, оставались, по сути, все теми же «средними» танками. Это особенно заметно в сравнении с основными боевыми машинами стран НАТО, чьи массо-габаритные характеристики к началу XXI века вплотную приблизились к показателям классических тяжелых танков.
Несмотря на меньший вес и габариты, советские модели неизменно превосходили свои западноевропейские и американские аналоги по таким показателям как вооружение и защищенность. Более того, с появлением в середине 1960-х годов революционного Т-64, советскому танкостроению удалось совершить качественный скачок. Потенциал нового танка был настолько велик, что идеи, заложенные в нем, не устарели даже спустя полвека. Впрочем, как и сам Т-64.
На букву Т
Рассмотрим четыре основных типа: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Пятый тип – Т-62 в силу его престарелого возраста оставим в покое, как и новейший Т-14 «Армата», который пока на вооружение не поступает в сколь-нибудь значимых количествах.
Родоначальником всех современных российских танков стал принятый на вооружение в 1967 году Т-64. По тем временам это была революционная машина, не имеющая аналогов и далеко обогнавшая свое время. Но как и у каждой передовой модели у него тут же обнаружился целый «букет» разнообразнейших недоработок и конструктивных дефектов. Особое беспокойство причинял пятицилиндровый двухтактный оппозитный дизельный двигатель 5ТДФ, техническая документация на который, по утверждению ряда западных изданий, была в свое время украдена советскими спецслужбами в Великобритании. Дескать, похожий двигатель L60 использовался на «Чифтене».
Большие проблемы вызывал и примененный впервые автомат заряжания. Благодаря этому исключался четвертый член экипажа, но возникали трудности с обучением танкистов и надежностью самого механизма. Кроме того, как справедливо указывали западные эксперты, расположенная на полу башни боеукладка первой очереди представляла весьма существенную опасность в случае подрыва танка на мине или на управляемом фугасе. Однако плюсов у Т-64 тоже было немало. В первую очередь, к ним относились комбинированная броня, гладкоствольная 125-мм пушка 2А-26 (впоследствии 2А-46М), совершенная по тем временам система управления огнем, принципиально новая гусеничная лента и конструкция подвески. Наиболее революционной особенностью Т-64 была возможность стрельбы управляемым снарядом (ПТУР) из пушки.