Основатель «СысоевFM» — о рецепте успеха и «личном бренде»
Мы продолжаем делать интервью с основателями и авторами крупных пабликов. «СысоевFM» — важнейший для гастрономический индустрии телеграм-канал, придуманный Александром Сысоевым. Мы поговорили с ним
«СысоевFM» — это больше чем просто телеграм-канал, это уже целая империя с «филиалом» в Петербурге, собственным ресторанным знаком качества, большим всероссийским гастрофестивалем, серией мероприятий и инвестициями в фудтех. За всем этим стоит Александр Сысоев, маркетолог, блогер, предприниматель и вообще человек-оркестр.
На правах давнего знакомства главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович поговорил с Александром в формате дружеской беседы на «ты» — о том, как все получилось.
Однажды ты написал в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что считаешь себя безработным. Как тебя правильно называть?
Это самый сложный вопрос. И действительно, «безработный» как эпитет мне очень нравится, он непонятный. Чем больше непонимания, тем, наверное, даже лучше. Самоидентификация трудновата, потому что за последний год-полтора было сделано довольно-таки много шагов в абсолютно разные стороны.
Была то ли притча, то ли что-то типа такого, когда слона осматривали в темной комнате, кто-то брал его за хобот и говорил: «Это змея». Вот кто меня по каким сферам знает, тот так и идентифицирует. Поэтому до сих пор есть люди, которые вообще считают, что я ресторанный критик, хотя я им никогда не был.
Вот было модное слово «антрепренер» раньше…
Хорошее слово. Но, к сожалению, оно, действительно, было раньше, и сейчас его использовать не совсем верно, потому что будет еще больше вопросов: кто это? Но да, наверное, антрепренер — это максимально близко ко мне.
Расскажи кратко о своих основных карьерных вехах. Я помню, как ты работал еще в бутике Aizel.
Меня позвали из одного интернет-магазина — большого, который потом был куплен компанией Farfetch, — в Aizel. Это был мой переезд в Москву. Там я проработал год на должности директора по офлайн-маркетингу. После этого я перешел в Rambler, к Александру Леонидовичу Мамуту, где возглавлял маркетинг «Афиши–Рестораны». Это сервис, который помогал выбрать место для завтрака, обеда, ужина, он помогал бронировать столы. И там каждый месяц-два-три мы запускали новые опции, которые помогали людям, интересующимся гастрономией. Параллельно с этим начались другие проекты, например, Российский ресторанный фестиваль. И конечно же, когда они создавались, не было ни единой мысли, что это все превратится во что-то большое, это было всегда на уровне хобби. В принципе, как к хобби я к этому отношусь и сейчас.
Правильно ли я понимаю, что интерес к еде, к гастрономической индустрии у тебя возник именно в период работы у Мамута?
Рестораны стали неким полем для деятельности, но интерес к ним был всегда — я ел в ресторанах с 19 лет. Я и сейчас их воспринимаю не как инструмент. Просто вышло так, что эти проекты, которые есть в виде Российского ресторанного фестиваля (РРФ, ближайший начнется в 35 городах 13 сентября. — «РБК Стиль»), гида GreatList.ru с описанием лучших, на мой взгляд, мест Москвы, Петербурга и Казани и прочего, — эти идеи на ресторанную сферу хорошо легли. В принципе, это могло произойти и в любой другой сфере, просто рестораны были мне интересны с точки зрения того, что я в них сам хожу очень часто.
В итоге ты вырос в бренд имени себя: у тебя есть медийная платформа, ты инвестируешь в ресторанный бизнес, делаешь фестивали. Все в той или иной степени касается гастрономической темы. Что за ее пределами тебе сегодня интересно? Какие у тебя сейчас проекты?
Ну, если говорить про инвестиции, то там уже довольно-таки много компаний, которые если и имеют какое-то отношение к этому рынку, то минимальное, опосредованное. Есть, допустим, компания iFarm, которая может создавать вертикальные фермы для выращивания зелени, фруктов, овощей на любой площади. Эту зелень, салаты или клубнику можно использовать в ресторанах, но глобально это очень прикольная штука, которая поможет выращивать абсолютно честные и чистые продукты в любой стране, в любом городе. Недаром компания получила в прошлом году награду как лучший агротехпроект в Европе, по версии TechCrunch.
Вообще, за год активного инвестирования уже даже было два «экзита» (Muzlab был продан Сберу, а «Много лосося» — Х5). Сейчас в портфеле быстрорастущие аналоги «Лавки» в США и Германии, образовательная платформа, сервис вакансий и еще много чего.
Медийная платформа тоже расширяется — появляется сетка lifestyle-каналов, которая уже включается в медиапланы брендов. То же касается и фестивалей — моя команда постоянно в движении, чтобы создавать новые продукты, которые отличаются от того, что уже есть. Да, есть РРФ с сетами, но будет и самый длинный проект в стране на 52 недели, раскрывающий личность шефов. Недавно закончился РРФ Brunch Edition. Такого никто еще не делал: за пять недель мы привезли 18 локальных звезд в столицу, каждый шеф получил встречу высочайшего уровня: пятизвездочные отели, свой водитель, личная экскурсия по музею «Гараж» и т.д. Планку подняли очень высоко.
А что с инвестициями в рестораны? Часто говорят, что ресторанный бизнес низкомаржинальный, и там, если у тебя не сеть, много не заработаешь. Это так?
Я думаю, что это не так. Но, как в теории сбитых самолетов, многие смотрят на успешные проекты и думают, что рынок суперлояльный: воткни там палку — и вырастет дерево. Но все-таки из 20–30 тысяч ресторанов успешных и прибыльных, грубо говоря, единицы. Есть очень много проектов, которые дают такую прибыль, что, в принципе, проще пойти наемным сотрудником и получать гораздо больше денег. А в нашем случае во всех проектах я входил в первую очередь в команды. И в очень серьезные: там сильные и шеф-повара, и менеджмент, и сервис. Поэтому у нас все идет довольно-таки хорошо.
Но для чего ты заходишь в эти команды, в эти проекты? Чтобы заработать, чтобы диверсифицировать свой бизнес?
Наверное, чтобы диверсифицировать. Ну и конечно же, приятно сидеть в месте, к которому ты имеешь отношение. Поэтому сейчас я большинство встреч провожу в ресторане Eva или в Gentle Cafe, в Eleven или Niki в кинотеатре «Художественный». Открылся «Гвидон». Плюс у нас есть сеть кофеен Cappuccino Kids, их уже, по-моему, пять или шесть. Тоже можно заскочить и всегда выпить кофе в своем проекте. Плюс я расширяю географию: в Петербурге, например, вошел в четыре проекта (Salone pasta & bar, Giardino, Bruxx и грядущий Juan), скоро откроются рестораны еще в Казани, Екатеринбурге и, возможно, в Сочи. Это все разные ресторанные группы, я выступаю как соинвестор.