На знаменитом фестивале искусств в Зальцбурге премьеры идут одна за другой

СНОБКультура

Осколки и камни. Премьеры и открытия Зальцбурга

На знаменитом фестивале искусств в Зальцбурге премьеры идут одна за другой, вызывая разноречивые мнения прессы и критики. Тем не менее билеты не достать. На двух главных спектаклях фестивальной программы — «Итальянка в Алжире» и «Саломея»— побывал главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич

Сергей Николаевич

В этом году Зальцбургский фестиваль живет оперными и драматическими страстями. Это не фигурально, а буквально так. Как постановил художественный директор Маркус Хинтерхойзер, центральная тема фестивальной программы — страсть, точнее, все ее оттенки.

Мне трудно судить по одному разговору, насколько сам Маркус является человеком страстей. Скорее, при личном общении он показался мне застенчивым, грустным европейским интеллигентом со всем полагающимся набором комплексов и маний, одна из которых носит имя российского композитора-авангардиста Галины Уствольской. Маркус — неутомимый ее пропагандист, исполнитель и толкователь. Он и на нынешнем фестивале намерен посвятить ей целый вечер. Знаток мрачных диссонансов и мертвых пауз, именно таким он предстает на своих концертах, где, кроме опусов Уствольской, исполняет произведения Луиджи Ноно, Джона Кейджа и других грандов ХХ века.

b262d916f849f1b0578ecdfdfebda01797593d5ecd87b580b872696e6be0ecbd.jpg
Маркус Хинтерхойзер. Фото: Neumayr / Leo / Salzburger Festspiele

Помню, как под конец нашей беседы ему зачем-то понадобилось заглянуть в свой айфон, экран которого был вдребезги расколот.

— But, it’s broken? — удивился я. (Но он же разбитый?)

— We’re all broken, — насмешливо констатировал Маркус. (Мы все разбиты.)

Вот этот нервический надлом, болезненная надтреснутость и какая-то декадентская ломкость присутствуют в оперной программе нынешнего Зальцбурга. Идет ли это от личности худрука и его музыкальных вкусов? Или от заявленной темы фестиваля? Или от общей атмосферы, где доминируют все больше гибельные сюжеты и метафизические тайны?

При этом принятый в Зальцбурге баланс трендсеттеровской новизны и высококачественного академизма соблюден по всем пунктам: авангардная «Саломея» соседствует с умеренно провокационной «Пиковой дамой», изысканная «Волшебная флейта» (обязательный реверанс Моцарту) — с мрачной «Коронацией Поппеи». На этом фоне неожиданно легкомысленно выглядела «Итальянка в Алжире» Россини, этакий экзотический цветок диковатого колера, непонятно как расцветший на скалистых, безводных почвах новой фестивальной концепции.

5ec182e76cbdd8103cb73e98155927254bf52f2832af9d4852152b2b1b7abd83.jpg
«Итальянка в Алжире». Фото: Ruth Walz / Salzburger Festspiele
6374b1aa417b0493d92b284c1f1746f22d0d92d0d4ce1bc4cb8d0619d8d076af.jpg
«Итальянка в Алжире». Фото: Monika Rittershaus / Salzburger Festspiele
b47ae273ddce69359260e64593af60662b9d19ed4360c40456572cdf2716947d.jpg
«Итальянка в Алжире». Фото: Monika Rittershaus / Salzburger Festspiele

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что «Итальянка» была поставлена для другого зальцбургского проекта — фестиваля Троицы, которым руководит примадонна Чечилия Бартоли. Это она и выбрала оперу Россини, подгадав премьеру под годовщину со дня его смерти в 1868 году и позвав на постановку модный режиссерский дуэт Мойше Лейзера и Патриса Курьера. С ними она уже выпускала в 2013 году «Норму», ставшую событием в истории фестиваля. И вот теперь по контрасту с трагическими ариями Беллини — самая настоящая опера-буфф. Очень смешная, совсем неполиткорректная, какая-то вызывающе бесстрашная. Такое чувство, что к ее постановке приложили руку карикатуристы из парижского журнала Charlie Hebdo, причем до парижских терактов в ноябре 2015 года.

Алжир, куда заявляется роскошная итальянка в исполнении самой Бартоли, — это страна сомнительных лавочек и магазинов, где за закрытыми ставнями и ржавыми жалюзи идет своя таинственная жизнь. Все что-то продают, перепродают, перетаскивают какие-то непонятные коробки с места на место. Местные жители одеты исключительно в тренировочные костюмы Adidas и кроссовки Nike, ездят на старых раздолбанных авто и вооружены. И вот в этот край непуганых верблюдов и невинных убийц с пистолетами в руках приезжает Она. Дива из сказки, звезда черно-белого кино. Для усиления сходства с мировыми образцами на экране возникают бессмертные кадры из «Сладкой жизни», где Анита Экберг бегает по римским улицам с котенком на голове, а потом картинно плещется под струями фонтана Треви в ожидании, когда Марчелло Мастроянни составит ей компанию. Кадры из эпохального фильма Феллини, конечно, никакого отношения к Россини не имеют, но смотреть их всегда

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа

Глава из фантастического романа с элементами роуд-муви и антиутопии «Вегетация»

СНОБ
Пиво — не то, что мы думаем! 12 шокирующих фактов про любимый напиток Пиво — не то, что мы думаем! 12 шокирующих фактов про любимый напиток

Кружечка пива в приятной компании, в выходной день — звучит очень заманчиво

Playboy
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
1960: Локальное потепление 1960: Локальное потепление

Страна оттаивает в лучах хрущевской оттепели

Esquire
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
Зачем нам нравиться другим и почему это так сложно? Зачем нам нравиться другим и почему это так сложно?

Почему простые природные желания порой доставляют нам столько хлопот?

Psychologies
Как научиться жить без сахара Как научиться жить без сахара

Как научиться жить в гармонии с собой, без всякой тяги к сладостям

Psychologies
Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай

Российский рынок нуждается в создании стандартизированных правил торговли

Forbes
Хвастуны против подхалимов: как преуспеть в работе и не устать Хвастуны против подхалимов: как преуспеть в работе и не устать

Как выстроить отношения с начальством наиболее эффективно

Forbes
Кое-что о природе авторитаризма: почему у людей так легко сгибаются колени и есть ли в этом какая-нибудь польза Кое-что о природе авторитаризма: почему у людей так легко сгибаются колени и есть ли в этом какая-нибудь польза

Авторитаризм — примерно то, что происходит сейчас в России

Maxim
8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине! 8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине!

8 вещей, которые легко можно помыть в посудомоечной машине

Maxim
На учет без ГИБДД На учет без ГИБДД

Новые автомобили скоро будут регистрировать прямо у дилеров

АвтоМир
Красота внутри: истории девушек, которые потеряли свои лица, но нашли любовь Красота внутри: истории девушек, которые потеряли свои лица, но нашли любовь

Героини потеряли свои лица, но не утратили главного: внутренней красоты

Cosmopolitan
Григорий Константинопольский: «Мне десять лет никто не давал ничего снимать!» Григорий Константинопольский: «Мне десять лет никто не давал ничего снимать!»

Мы задали Григорию Константинопольскому десятка полтора вопросов

Maxim
Кадровая политика Кадровая политика

Эксперты по фуд-фотографии о том, как сделать сочный снимок для «Инстаграма»

Cosmopolitan
Большие каникулы в Сен-Тропе Большие каникулы в Сен-Тропе

Игрушечные пистолеты против карманников и незавидная судьба шиншилл

StarHit
Семь редких качеств по-настоящему счастливых людей Семь редких качеств по-настоящему счастливых людей

Ключи от счастья существуют — это не сказка, а серьезные научные факты

Psychologies
Работа — это не рабство: как защитить личные границы Работа — это не рабство: как защитить личные границы

В погоне за успешной карьерой не стоит забывать о границах личного пространства

Psychologies
Каппадокия: туф, шары и церкви Каппадокия: туф, шары и церкви

Каппадокия в самом центре Малой Азии, окруженной горами и легендами

АвтоМир
Как меняется тело человека в космосе: подробный разбор Как меняется тело человека в космосе: подробный разбор

Как меняется тело человека в космосе: подробный разбор

Популярная механика
Пираты XXI века Пираты XXI века

Борьба с информационными атаками на автомобили продолжается

Quattroruote
Как решиться на перемены в жизни? 4 шага Как решиться на перемены в жизни? 4 шага

Как отважиться на перемены в жизни с наименьшими потерями

Psychologies
Все деньги Мура Все деньги Мура

Из-за банковской ошибки житель провинциального городка стал миллионером

Esquire
Работа на публику Работа на публику

Ford Ecospor, Nissan Juke и Toyota C-HR

АвтоМир
Как ошибки помогают найти себя Как ошибки помогают найти себя

Совершенные ошибки могут подсказать, чего мы хотим на самом деле

Psychologies
Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании

Если резко перейти к самоорганизации, мы получим ораву бездельников

Forbes
Лучшие концерты фестиваля Flow 2018 Лучшие концерты фестиваля Flow 2018

Flow 2018. Хельсинки встречали кинодив, ретро-рокеров и рэперов-скромников

Cosmopolitan
Смартфоны опасны, или как гаджеты разрушают социальные связи Смартфоны опасны, или как гаджеты разрушают социальные связи

Говорят, что увлечение мобильными устройствами закончится зависимостью

Популярная механика
Никогда не поздно Никогда не поздно

Тина Канделаки — о том, почему девушки имеют право рожать в любом возрасте

Vogue
«Чтобы быть хорошей мамой…» «Чтобы быть хорошей мамой…»

Что делать с эмоциями и страхами, чтобы они не передавались детям

Psychologies
Открыть в приложении