Деньги под лупой: кому нужна новая амнистия капитала
Объявленная российским правительством амнистия капитала истекает через полгода – в феврале 2019 года. Многие ли ею воспользуются в условиях ухудшения отношений России с Западом и росте требовательности иностранных банков?
Санкции — не главная причина изменившегося отношения россиян к возвращению капиталов на родину. Новая эпоха полной финансовой прозрачности в мире фактически наступила четыре года назад с появлением общего стандарта отчетности (CRS), который был разработан по запросу G20 и одобрен советом Организации стран по экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Тогда многие эксперты скептически оценивали возможность исполнения новых правил из-за множества технический сложностей, однако практически все страны, включая Россию, начали создавать правовую базу для их внедрения. Долгое время никто не верил, что страны-лидеры направления private banking — Швейцария, Лихтенштейн, Сингапур и Гонконг — будут готовы обмениваться финансовой информацией с Россией. Так, например, сотрудник крупнейшего банка одной из этих стран в 2016 году говорил, что в их стране по вопросам CRS не сделано ничего, а подписание такого соглашения с Россией на фоне конфликта вокруг Украины — это и вовсе неактуальный вопрос. Примерно то же самое говорили представители других банков, ссылаясь на невозможность обработки огромного массива данных и нежелание обмена информацией непосредственно с Россией по причине недоверия к системе конфиденциальности хранения передаваемой финансовой информации. Тем не менее, в воздухе витало ощущение, что скоро все изменится. И многое действительно поменялось.
Россия к этапу финансовой прозрачности начала готовиться очень активно. В 2015 году была разработана программа амнистии капитала, которая закончилась 30 июня 2016 года. Но тогда бизнес не спешил воспользоваться этой возможностью. Кто-то из владельцев капитала проигнорировал амнистию, кто-то наблюдал и ничего не предпринимал до поры до времени, а некоторые стали активнее уводить свой бизнес в тень, меняя место жительства, налоговое резидентство, паспорт или проводя полную реорганизацию бизнеса.
Правительствам тем временем удалось быстро договорится друг с другом об обмене налоговыми данными. Отговорки банков о сложности обмена большими данными никого не волновали. Банки стали сильно наращивать расходы и резко расширять контролирующие департаменты, которые впоследствии начали внедрять все более сложные процедуры для ведения уже существующих клиентов. Доходило до того, что некоторых очень давних и крупных клиентов попросту начали вытеснять из банков. В некоторых случаях дело доходило до абсурда, с чем соглашались и просто разводили руками даже сами банкиры.
В 2016 году скандал вокруг утечки базы данных клиентов крупнейшего офшорного провайдера юридических услуг Mossack Fonseca дал импульс странам Карибского бассейна присоединиться к CRS. Пытаясь сохранить хорошую репутацию и клиентов, практически все классические офшоры объявили о готовности работать по новым правилам CRS. В итоге сегодня мы пришли к тому, что в рамках соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией между более чем 100 странами, к которому присоединилась и Россия, налоговые органы получили доступ к данным о финансовых счетах россиян за рубежом.