«Опыт и немного визионерства»: почему венчуру нужно избавляться от стереотипов и больше инвестировать в женщин
Партнер венчурного фонда Digital Horizon Елена Хайкин рассказывает, почему в венчурной индустрии так мало женщин, как гендерный дисбаланс мешает развитию инвестиций и какие стереотипы это неравенство подпитывают
В апреле Forbes опубликовал новый рейтинг венчурных инвесторов The Midas List: в 2020 году в него вошло только девять женщин, что на четверть меньше, чем год назад. Хотя, казалось бы, все это время мы наблюдали положительные тенденции на повышение гендерного разнообразия в венчурном мире.
Венчурные фонды формируют будущее, но низкая репрезентация женщин в этой индустрии вредит бизнесу. Интернет пестрит статьями о гендерном дисбалансе, сложившемся в венчуре. И это история не только про «мужской клуб» в финансовой отрасли. Проблема намного глубже и многограннее.
Инерция убивает венчур
Основное направление венчурных инвестиций — это tech-индустрия, самая передовая и динамичная отрасль, но при этом не лишенная «традиционных» взглядов. Достаточно вспомнить, как в 2017 году Google громко уволил сотрудника, утверждавшего в своем манифесте, что разница в оплате труда женщин и мужчин — это миф, а вот биологические различия, которые могут мешать женщинам делать карьеру в технологических компаниях и занимать в них руководящие должности, — якобы реальность.
Мы видим, как мужчины без женщин теряют деньги здесь и сейчас. Совместное исследование BCG и Masschallenge показало, что стартапы, среди основателей которых есть женщины, возвращают 78% инвестированных в них средств, а «мужские» проекты — 31%.Однако в 2019 году, по данным Pitchbook, стартапы, основанные женщинами, получили всего 2,7% от общего объема венчурных инвестиций, или $3,54 млрд. Для сравнения, один только Softbank в тот же период инвестировал в «провал года» — сеть коворкингов WeWork — $5 млрд.
Среди причин такой недальновидности эксперты называют моногенность венчура и стремление инвестировать в «себе подобных». Венчурные фонды ищут стартапы, которые им подходят и не хотят расширять рамки своих представлений о рынках, продуктах и новых возможностях, что странно для индустрии, которая известна тем, что поддерживает самые смелые начинания и благодаря которой у нас сейчас есть интернет, смартфоны, социальные сети и круглосуточная доставка чего угодно.
Если ничего не изменится, мы рискуем в ближайшее время увидеть рынок товаров и услуг, которые будут отражать предрассудки тех, кто принимает решения, какой проект получит финансирование, а какой — нет, то есть мужчин-инвесторов. При том что женщины — это самая влиятельная группа консьюмеров и огромный таргет для множества индустрий: они контролируют две трети расходов домохозяйств, принимают 85% решений в отношении потребительских товаров и 75% — в отношении покупки недвижимости.