Оливки в номер: как экосистемы следят за нами и зачем они это делают
Пытаетесь сегментировать аудиторию? Вы занимаетесь ерундой, считает эксперт проекта Forbes for Business Алексей Добрусин. Нужно не дробить пользователей по сегментам, а делать им персональные предложения.
Если вы переживаете по поводу своей приватности, лучше не читайте этот текст: хороших новостей для вас нет.
Каждый видит то, что ему нужно
Хотим мы того или нет, но главным трендом в интернете является персонализация. Когда вы заходите на сайт, например, интернет-магазина, вы получаете один контент. А ваш сосед, друг или родственник — другой. На сайтах медиа тоже есть динамический контент. Вы видите рекламные объявления, которые расположены вокруг моей колонки? Отлично! А другой читатель этого текста в этот же момент видит иные объявления.
Если вы и ваш коллега наберете одни и те же слова в поисковой строке Google или «Яндекса», результаты вы получите тоже разные. Потому что поисковый сервер знает, что на самом деле интересует вас, и что — вашего коллегу. Это и есть персонализация.
Клиент, я тебя знаю!
Еще три года назад маркетологи пользовались куда менее точными инструментами — они сегментировали аудиторию по таким параметрам как пол, возраст, уровень доходов, география проживания и т.д. Теперь к списку этих характеристик добавляется масса других.
Экосистемы, в которые входит несколько сервисов — банк, служба доставки, такси — знают кем работает клиент, где он бывает, куда ездит, сколько у него денег на счете и т.д. Первыми в России такие экосистемы начали строить Сбербанк и «Яндекс», за ними потянулись другие банки и IT-компании.
Профиль клиента в данном случае составляется не на основе опросов, а с помощью так называемой технологической сегментации: вызывая такси или заказывая пиццу, клиент оставляет «цифровые следы», которые фиксирует и анализирует экосистема. Искусственному интеллекту в данном случае не нужно вас ни о чем расспрашивать — он без опросов представляет вашу поведенческую модель.