Автоматический молитвенник и другие странные машины Криса Экерта
Крис Экерт — очень странный человек. Добродушный, отзывчивый, всегда готовый к сотрудничеству. Но можно ли догадаться об этом по его скульптурам? Мрачные, страшные, заставляющие задуматься автоматы — темная сторона его натуры…
В 1926 году к одному врачу пришел пациент, страдающий от апатии, отсутствия аппетита, раздражительности. Больной перепробовал все средства, но ничего ему не помогло. Исследовав ипохондрика, врач предложил ему читать юмористические рассказы трижды в день — перед завтраком, обедом и ужином. «Например, Зощенко прекрасно подходит», — сказал врач. Его произведения под запретом, но во имя медицины доктор готов дать больному книгу из личной библиотеки. «Увы, — грустно улыбнулся пациент, — мне это не поможет. Я и есть Зощенко».
Люди, веселящие других посредством искусства, чаще всего печальны и труднопереносимы в обыденной жизни. Работает и обратный закон: если работы художника или писателя мрачны и отдают негативом, их автор, вполне вероятно, человек очень жизнерадостный и жизнелюбивый. Такое впечатление некогда произвел на нас художник Уэйн Белгер, который делал фотоаппараты из человеческих черепов и сердец, — веселый, с искрометным чувством юмора, с неизменно хорошим настроением. Точно таким же показался и Крис Экерт.
Немного об истоках
В юности Крис Экерт работал алтарным мальчиком. Обязанностей у алтарных служителей хоть отбавляй: следить за надлежащим и правильным возжжением свечей и лампад, готовить облачения священника, приносить к алтарю вино, воду, ладан и церковную утварь, в конце концов просто уборка. Немудрено, что такое плотное общение с церковью в детстве наложило свой отпечаток на все творчество Криса.
Потом жизнь Экерта изменилась. Много лет он работал в качестве инженера-механика в корпорации, поставляющей автоматику фабрикам и заводам — системы управления, программное обеспечение. Именно там Крис научился работать и с металлом, и с деревом, и с софтом — то есть практически со всеми необходимыми для кинетического скульптора вещами.
«Мне нравилась работа инженера, — говорит Крис.- Но со временем я устал от ее однообразия. Полет творческой мысли чрезмерно ограничивался временем и бюджетом: сделай все максимально быстро и при этом как можно дешевле. Мне было интересно то, чем я занимался в Кремниевой долине, самостоятельно, без начальства, диктующего свои условия. В принципе, в инженерии и искусстве есть много общего. В обеих областях невозможно обойтись без фантазии и умения смотреть на вещи под разными углами. Но инженер в первую очередь смотрит на то, что делает. А художник думает о том, почему он это делает». Для Криса вопрос «почему» всегда был интереснее, чем вопрос «что», и ответы «потому что так нужно» или «потому что так делают все» его не устраивали. Чтобы ответить на этот вопрос самостоятельно, Крис Экерт ушел из промышленности и погрузился в искусство.