Ограничения ограниченного действия
Лишь треть из общего числа санкций, введенных разными странами в 1950–2016 годы, дала желаемый эффект, подсчитали эксперты из ФРГ и США. Против постсоветской России санкции вводились восемь раз, но об их успехе судить пока рано
Успешных санкций — меньше половины
Из всех санкций, введенных разными правительствами и международными организациями с 1950 по 2016 год, эффективны оказались только 34%. Это следует из глобальной базы санкций, составленной группой экономистов из американских и немецких университетов во главе с Габриэлем Фельбермаером из Кильского университета. Итоги их работы были опубликованы в научном журнале European Economic Review в номере за октябрь (статья есть в распоряжении РБК).
В общей сложности эксперты проанализировали 729 санкционных программ, которые были реализованы — или реализуются — государствами в одностороннем порядке или через многосторонние организации. Исследователи выделили несколько видов санкций — торговые (импортные и экспортные), финансовые (например, заморозка финансовых счетов), ограничение передвижения (запрет на въезд в страну), оружейное эмбарго и др. Цели санкций также варьируются: изменение политики страны — адресата санкций, принуждение какого-либо правительства следовать демократическим нормам и правам человека, дестабилизация страны — адресата санкций, побуждение сторон конфликта к приостановке насилия и др.
Как отмечают экономисты, степень успеха санкций определялась исходя из того, достигла ли страна или организация — инициатор санкций — декларируемых целей.
К первой группе отнесены санкции, которые можно считать успешными. Например, в 1991 году администрация Джорджа Буша-старшего ввела санкции против Гаити после государственного переворота, свергнувшего режим президента Жан-Бертрана Аристида. В итоге в 1994 году Аристид смог вернуться в страну, а США сняли с Гаити большую часть санкций. Ко второй группе эксперты отнесли ограничения, которые имели частичный успех, к третьей — санкции, которые не привели к желаемым результатам, то есть не изменили поведение страны — адресата ограничений.
К примеру, в 1990-х США ввели санкции против Индонезии за нарушение прав человека, однако это не повлияло на политику национальных властей. В 2005 году Вашингтон снял санкции для налаживания более тесных военных контактов с Джакартой, мотивировав свое решение необходимостью активнее бороться с терроризмом. Наконец, эффективность части санкционных программ нельзя оценить, так как они все еще действуют.
Показатель успеха ограничений в 34% в целом совпадает с данными, полученными другими учеными, изучавшими санкции, констатируют авторы. Так, согласно исследованию эксперта Гэри Хафбауэра из Института мировой экономики Петерсона и его коллег, составивших базу данных санкций, введенных с 1914 по 2006 год, процент успешных штрафных мер также составил 34%. Политолог Клиффтон Морган и его коллеги составили собственную базу данных, выявив, что ограничения оказались успешными в диапазоне от 27 до 37% случаев. Исследование под началом Моргана занималось изучением санкций и угроз санкций, введенных с 1945 по 2005 год.