«Все всё увидели»
Десять лет назад началась реформа, которая изменила вооруженные силы страны. А первый министр обороны, который привел армию в соответствие с современными требованиями, Анатолий Сердюков, как это случается с реформаторами, добрых слов не услышал и лишился должности. К разговорам о былом Анатолий Эдуардович не склонен. Это единственное интервью, которое дал Сердюков после ухода из министерства. Беседовал с ним Леонид Млечин
— Когда я в феврале 2007 года вошел в кабинет президента, там был Сергей Борисович Иванов, на тот момент министр обороны. Президент мне сказал: «Есть такое мнение, что вы должны занять пост министра обороны». Для меня это было… сказать, неожиданно,— это мало. Шок. Потому что я никакого отношения к армии не имел, кроме как служил срочную. Конечно, президент объяснил, с чем это связано,— с экономикой, с финансами. Вот этими проблемами должен заняться человек со стороны.
— Понятно, что когда президент поручает что-то делать, положено ответить: благодарю за доверие! Но не было страшно в первую ночь?
— Не в первую. А по мере погружения в те проблемы, которые стояли перед Министерством обороны. Часть вопросов — организационные, финансовые, правовые — были мне понятны. Что касается военных дел... Я сразу попросил Академию Генерального штаба организовать мне курсы. И восемь месяцев с 6 до 10–11 вечера изучал новую для меня науку. Каждый день. Потому что в любой момент может позвонить верховный главнокомандующий и спросить, скажем, о системе «Бук»: дальность, скорость, высота, технические параметры. Я должен ответить. Не скажешь же, дайте мне время, я посмотрю справочник. И еще я решил, что мне надо объехать все округа, все флоты, посетить все штабы армий, корпусов, дивизий, чтобы понять, какие проблемы необходимо решить немедленно. Несколько месяцев я ездил по стране. После этого и появились первые контуры реформы вооруженных сил.
— Что стало для вас главным?
— Две основные проблемы. Социальная — денежное довольствие и жилье для военнослужащих, а также школы и детские сады в военных городках, трудоустройство жен. И вторая: каким образом изменить отношение военнослужащих к службе? Проблемы взаимосвязанные: нельзя требовать от солдат и офицеров полноценной службы, не создав достойных условий жизни. Самыми сложными, как ни странно, оказались проблемы, связанные с содержанием колоссальной инфраструктуры и оплатой коммунальных услуг. Выходило, что требуется несколько сотен миллиардов рублей дополнительного финансирования. А таких денег нет. Все эти проблемы копились много-много лет. И с чего начинать, когда все надо решать сразу…
— И с чего начали?
— На содержании Министерства обороны было 340 всевозможных предприятий. Например, 27 совхозов, где директор совхоза полковник. Мы всех офицеров вернули в армию. Всю эту структуру приватизировали. Продали то, что возможно продать. То, что невозможно продать, передали обратно муниципалитету.
— Когда вы приезжали в войска, что вы видели в глазах офицеров: ну вот, сейчас и он будет нас учить жизни? Так примерно?
— Это я от всех выслушивал. А нужно было понять, чем в первую очередь заняться. Либо обустраивать военные городки, либо обеспечивать жильем. И мы поняли, что обе задачи придется решать одновременно. Многие офицеры говорили, в каком состоянии армия: техника не боеготова, солдат не хватает. Молодые офицеры уходят, не реализовав себя. Армия стареет. И единственное, чем можно их удержать,— это присвоение очередных званий и раздувание штатов. Собственно говоря, так и происходило.
— Настроения в армии, получается, были невеселые?
— Да, люди видели, что уже много было попыток все это поменять. Ничего не получилось. Не сильно они доверяли и тому, что мы говорили. Но к концу года мы сформировали конструкцию реформы. Начали объезжать округа и объяснять, что будет. Нельзя было просто подписать приказ и дать директиву: начинайте! Понимали, что это не будет понято и воспринято. Поэтому мы поясняли, что хотим сделать, сколько времени на это потребуется. Расписали шаг за шагом. И указали, какие для этого необходимы средства. Это первый этап. А последний этап — программа перевооружения до 2020 года.
— «Мы» — это ваша команда. А кто ее составил? Новые люди?
— Если человек был командующим космическими войсками, а я его пригласил к себе заместителем, он новый? Или командующий округом, которого я тоже сделал своим заместителем? А заместитель начальника Генерального штаба генерал армии Николай Егорович Макаров стал его начальником... Со стороны я мог пригласить юристов, финансистов, медиков, менеджеров в каких-то узких направлениях. А остальные — это все внутренние кадры.
— Как вы себе подбирали единомышленников?
— Весь 2007 год я ездил и выслушивал доклады, выступления. Присматривался к офицерам. Если офицер понимает, почему возникла проблема, и сознает, что нужно сделать, в какие сроки и какими средствами... Если офицер живет службой, если болеет за дело, если ему небезразлично происходящее в армии, то милости просим в команду!
— С генералом Макаровым вы точно угадали.
— Я взял его личное дело, посмотрел, как он служил, где служил. Он прошел путь от ротного до командующего округом и заместителя командующего сухопутными войсками. То есть знает всю службу. И служил не в Арбатском военном округе, а в Сибири. На Балтике командовал береговыми войсками. Иными словами, у него есть опыт службы и в сухопутной составляющей, и в морской составляющей. И все учебные заведения окончил с золотыми медалями, так что и неплохая теоретическая подготовка. А главное — Макаров желал изменить армию в лучшую сторону, чтобы она соответствовала тем требованиям, тем задачам, тем угрозам, которые сейчас есть.
— Какой вы хотели видеть армию?
— Я ведь сам был солдатом и считал, что прежде всего нужно офицеру создать комфортные условия для службы. А потом уже предъявлять какие-то требования. Надо обо всем подумать: где будут учиться его дети, чем будет заниматься жена. Дети офицера должны получать полноценное образование. А если он служит в маленьком городке, где практически ничего нет? Приходит офицер домой, ему жена говорит: «Зачем я вышла за тебя замуж? Посмотри, какие у нас дети талантливые, а тут даже преподавателя нет ни музыки, ни рисования». Это важно для службы — какая аура в семье.
Мы понимали, как устроены вооруженные силы и вот эта социальная часть в Соединенных Штатах, в Германии. Присматривались к опыту стран, где служат в не очень комфортных условиях, в Швеции, допустим, или Финляндии, где есть очень холодные регионы. Но надо было уложиться в бюджет, который нам выделен. Конечно, хорошо бы повсюду иметь новенькие военные городки с супермаркетами, универмагами, современными кинотеатрами... А как это сделать реальностью? Например, создавать большие военные базы поближе к крупным городам, чтобы использовать уже существующую инфраструктуру. Когда военнослужащим начали платить приличное денежное довольствие, то они стали интересны и местным властям: люди с деньгами дают толчок развитию города.