Всё для человечности
На прошлой неделе ушел режиссер Георгий Данелия; он придумал целый мир, в котором мы все до сих пор живем
Данелия часто сравнивал себя с пассажиром, который не успел заскочить в трамвай; трамваем он называл постсоветское время. Он не скрывал, что не понимает, не успевает, не улавливает ритма новой жизни. В качестве утешения, вероятно, до него доносились фразы или звуки из его легендарных кинофильмов — их до сих пор предпочитают использовать в качестве рингтона в каждом втором-третьем смартфоне страны.
Пересматривая его фильмы сегодня, мы видим их прежде всего как попытку ужиться, договориться с советским миром. Отыскать там универсальные ценности, найти мягкость посреди всей этой железной поступи, гуманизировать ее и утончить. Данелия превращал советского человека в просто человека, и в этом смысле он был не просто художником, но — философом кино.