В обстановке ностальгийности
С завидной регулярностью в стране открываются самодеятельные, или, как их называют, «народные» музеи. Серьезного дохода они не приносят, но растут как грибы: сегодня едва ли не в каждом городе есть свои «народные» экспозиции. Выросшие из личной инициативы, оперирующие содержанием «бабушкиных сундуков», поддерживаемые энтузиазмом создателей и поклонников этого нового музейного жанра, они сохраняют в нашей жизни то, что безразлично государству, но очень важно для людей: дух времени, любовь не к пафосному «историческому прошлому», а к его теплому, семейному измерению. Как ни странно, но для многих именно это измерение дает опору в турбулентном настоящем, становится реальной, а не насаждаемой сверху скрепой. Ведь ничто так не соединяет, как общая память и родной дом. К феномену присмотрелся «Огонек»
Моде на неформальные музеи уже десять лет.
— Во второй половине 2000-х Россию охватило особое поветрие, разом появилось множество таких низовых проектов, только одних музеев «социалистического быта» порядка 25 штук,— рассказывает Роман Абрамов, замзавкафедрой анализа социальных институтов факультета социологии НИУ ВШЭ.— И за прошедшие 10 лет это явление, конечно, очень повлияло на отношение людей к истории в нашей стране.
Народные музеи, которые устраивают на собственные деньги энтузиасты, бывают очень разными: кому-то важно «остановить мгновенье» и он любовно собирает обломки ушедшей эпохи, как, например, создатели Музея индустриальной культуры в московских Кузьминках. Кто-то, наоборот, готов иронически отнестись ко времени своей юности, переосмыслить его в новом контексте и вписать в современность — таков Музей социалистического