Умны не по чину
Государство вплотную занялось обучением и переподготовкой чиновников — как на федеральном, так и на региональном уровне. Сколько исторических потуг изменить или «образовать» наших госслужащих уже было, вспомнил «Огонек»
С началом года государство принялось инспектировать и преображать свой чиновничий корпус. Только на прошлой неделе были: обнародованы показатели эффективности для оценки работы вице-премьеров, представлен рейтинг эффективности управления глав субъектов федерации, анонсирован цикл лекций для «повышения квалификации» сотрудников президентской администрации, а также устроена недельная обучающая поездка в Сингапур для участников «программы развития кадрового резерва» Кремля. А есть еще и региональная повестка: Татарстан, например, выделил 28 млн рублей на дополнительное образование своих госслужащих. Вал новостей дает понять, что профессионализация служилого сословия России — в числе заявленных приоритетов.
Задача такой профессионализации, впрочем, не нова. 305 лет назад, например, царь-реформатор Петр I попытался одним-единственным указом превратить «недорослей» из дворян в достойный кадровый резерв для госслужбы. Согласно этому указу, требовалось «послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». В историю эта императорская инициатива 1714 года вошла благодаря образу фонвизинского Митрофанушки, который «не хотел учиться, а хотел жениться» вопреки царскому запрету, а вот ее внелитературная значимость оказалась куда ниже — дворяне эффективно сопротивлялись идеям Петра и, даже продвигаясь вверх по Табели о рангах, продолжали считать науки делом третьестепенным.
Укорененность антинаучных настроений в среде потенциальных и реальных госслужащих подтверждает еще один исторический эпизод. Уже 210 лет назад один из талантливейших чиновников своего времени и тоже реформатор Михаил Сперанский подготовил указ «О правилах производства в чины по гражданской службе…», который император Александр I подписал и отдал Сенату. Смысл указа сводился к тому, что в чин коллежского асессора (8-й из 14 имеющихся в Табели) отныне могли производиться только люди с высшим образованием или выдержавшие экзамен на знание основных университетских дисциплин. Автор надеялся, что такая мера изменит облик российской бюрократии, которая имела «удобность достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы».
— Не тут-то было: цвет дворянства, включая блестяще образованного Николая Карамзина, обрушился на Сперанского с критикой, и вскоре Михаил Михайлович был отставлен, а его указ надежно забыт,— рассказывает Игорь Христофоров, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.— Карамзин, например, возмущался, что, согласно указу, «председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский — свойства оксигена и всех газов, вице-губернатор пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших — римское право или умрут коллежскими и титулярными советниками». То есть знания, превышающие практические навыки, казались для чиновника принципиально излишними.
В этом смысле сотрудники современной администрации президента, которые, как сообщают СМИ, готовы слушать лекции по истории и социологии, шагнули далеко вперед по сравнению со своими предшественниками. Каким еще метаморфозам нашего бюрократического корпуса в истории стоит подивиться?
Наказы Митрофанов
Моментом создания профессиональной бюрократии в России принято считать реформы Петра Великого, привнесшего в страну коллегии — прообразы будущих министерств — взамен устаревших и традиционно русских приказов. Однако, как удалось узнать историкам в последнее время, положительный эффект от петровских преобразований, похоже, переоценен.
— Если говорить всерьез, то при Петре многое было сломано,— рассуждает Кирилл Соловьев, профессор факультета права НИУ ВШЭ.— Бюрократия в России начала возникать еще в конце XV века, когда складывалось наше государство. Она была малочисленной и по преимуществу потомственной: сын дьяка (служителя) становился дьяком. Важно то, что дьяки и подьячие из приказов, какими их застал Петр, уже являлись профессионалами своего дела и обладали неким самосознанием собственной «корпорации»: они понимали, кто на что имеет право, кто за что отвечает и сколько кому причитается денег. С указами Петра возникла полная неразбериха, в чиновники потянулись авантюристы-коррупционеры, а сам престиж гражданской службы резко упал по сравнению с военной (равно как и уровень материального обеспечения чиновников). Как следствие: на протяжении всего XVIII века численность чиновничества, вопреки заявленной политике, не растет, а качество его подготовки падает.