Третий звонок передела
21 августа премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства России (№ 2153‑р) — казалось бы, совершенно рутинного содержания. Согласно этому документу, вступающему в силу с 1 октября 2020 года, в ведение Минстроя России передаются шесть федеральных казенных учреждений.
И можно было бы с легким сердцем пожелать Минстрою всяческих успехов в управлении новоприбылыми учреждениями, если бы не одно обстоятельство.
Два учреждения из этих шести обеспечивают львиную долю всего фронта работ по реставрации исторических и архитектурных памятников России, ведущихся за счет федерального бюджета. Это находящиеся пока что, то есть до 1 октября, в ведении Минкультуры России ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» в Москве и «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» в Санкт-Петербурге. Именно они выполняют сегодня функции государственного заказчика по реставрационным работам на всех важных и знаменитых объектах — в Соловецком и Донском монастырях, Псковском и Рязанском кремлях, на Мамаевом кургане в Волгограде и в Музее космонавтики в Калуге, в Выборге, Царском Селе и Кириллове и многих других городах и весях.
«Северо-Западная дирекция», как легко понять из названия, работает в основном в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской, Новгородской, Псковской областях, а московская — не только в столице и губерниях Центральной России, но даже и в Сибири.
Означает ли распоряжение премьер-министра, что российскую реставрацию передают из Минкультуры в Минстрой? И что это означает для отечественной реставрационной отрасли?
Явление Минстроя
Неясные толки о возможном переделе полномочий в руководстве российской реставрацией ходили во властных коридорах уже несколько лет. А после грянувшего весной 2016 года «дела реставраторов», когда был арестован, а затем осужден за расхищение госбюджетных ассигнований курировавший в Минкультуры России реставрационную сферу замминистра Григорий Пирумов, неявные разговоры сменились явными сигналами.
Первый звоночек реставрационного передела прозвучал, пожалуй, в декабре 2016 года, когда в объявленную Минкультуры после весеннего потрясения «реформу реставрационной отрасли» неожиданно вмешался Минстрой России. Комиссия при Общественном совете строительного ведомства заявила о рассмотрении ею проблем госэкспертизы проектной документации по реставрации памятников и даже о необходимости вносить изменения в Градостроительный кодекс.
Второй, более явственный звоночек прозвучал в феврале 2020 года, когда вдруг выяснилось, что некий глобальный «Свод методик» по проведению реставрационных работ на памятниках архитектуры будет разрабатывать «ФАУ „РосКапСтрой“ » — автономное учреждение при Минстрое России. Чуть раньше, в 2018 году, в недрах «РосКапСтроя» был создан особый «Центр сохранения объектов культурного наследия».
В обоих случаях, конечно же, оговаривалось соучастие экспертов и представителей Минкультуры и тесное сотрудничество с ним со стороны Минстроя, но нельзя было не обратить внимания на то, что базовые для реставрационной отрасти протоколы и процедуры начинают создавать не в Минкультуры России — головном федеральном ведомстве, ответственном за сохранение культурного наследия, а в ведомстве строительном, ответственном совсем за другие задачи и цели.
Передача в Минстрой дирекций Минкультуры, организующих госбюджетную реставрацию в федеральном масштабе,— третий и уже совсем явный звонок. А это значит, что и генеральное представление вот-вот начнется.
Протокол о намерениях
Конечно, грядущая передача реставрационных дирекций Минкультуры в Минстрой не была секретом для организаторов реставрационных процессов. О том, что соответствующее распоряжение правительства будет вот-вот обнародовано, было известно заранее. Пару недель назад я обсуждал эту ситуацию с ответственными сотрудниками федерального Министерства культуры; наилучший исход, по их мнению, был таким: «стройку» (то есть строительство и реконструкцию театров, концертных залов, домов культуры и т.п., чем также ведают дирекции), быть может, и целесообразно передать в Минстрой, а вот реставрацию архитектурных и исторических памятников желательно оставить за Минкультуры.
Минстрой России о желательном исходе коллизии нигде не высказывался. Однако же, согласно имеющейся в моем распоряжении информации, в недрах федерального строительного ведомства эта тема сейчас весьма активно обсуждается. Причем в этих обсуждениях звучат очень нелицеприятные формулировки: состояние реставрационной отрасли, например, называется кризисным, проблемы — системными, а отношение к ним Минкультуры — ни много ни мало — попустительством и бездействием. В качестве главных нерешенных проблем в этих дискуссиях фигурируют неурегулированность порядка разработки научно-проектной документации реставрации; отсутствие системы в сметном нормировании и ценообразовании (до сих пор применяется сметно-нормативная база 1984 года с головоломными коэффициентами); коллизии между градостроительным и охранным законодательством; вопросы аттестации имеющихся специалистов и подготовки новых и т.п.