Тест на доступ к уху
Как повлияет смена руководства Госдепартамента США на американскую внешнеполитическую повестку
О возможной отставке Рекса Тиллерсона с поста госсекретаря США говорили давно, но все равно она стала неожиданностью. Уже казалось, что слухи на этот счет поутихли, когда президент Дональд Трамп в своем любимом стиле — через Twitter — вдруг объявил, что увольняет нынешнего шефа американской дипломатии. А на его место назначает директора ЦРУ Майкла Помпео, кандидатуру которого еще должен утвердить Сенат. В свою очередь, должность Помпео в Лэнгли предложено занять его первому заместителю Джине Хаспел, некогда командовавшей секретной тюрьмой «Кошачий глаз» в Таиланде, где под пытками выбивали показания из боевиков «Аль-Каиды». В общем, рокировочка...
Уход Тиллерсона ожидался еще прошлой осенью, когда телекомпания NBC рассказала, что на межведомственном совещании в Пентагоне в присутствии сотрудников Белого дома он назвал Трампа «придурком», причем добавил к этому определению нецензурный эпитет. Впоследствии госсекретарь отказывался комментировать «подобную ерунду», но никогда не отрицал, что дал своему шефу столь исчерпывающую характеристику. Когда журналисты обратились за комментариями к самому Трампу, тот в ответ предположил, что, если провести тест на IQ, сравнение будет не в пользу Тиллерсона.
Говорят, что тогда Трамп оставил его в своей команде лишь потому, что не мог сразу подыскать замену. Теперь он нашел ее в лице 54-летнего бывшего конгрессмена от штата Канзас, который до своего назначения в ЦРУ практически никогда всерьез не занимался внешней политикой. Помпео окончил Военную академию в Вест-Пойнте, отслужил 5 лет в армии, поучился в Школе права Гарвардского университета, поработал пару лет юристом, основал частную компанию по производству комплектующих для авиапрома, а затем решил баллотироваться в Палату представителей Конгресса.
Там он провел 6 лет, работая, в частности, в комитете по разведке и в специальной комиссии, которая расследовала причины нападения в 2012 году на посольство США в ливийском Бенгази и предъявила серьезные претензии эксгоссекретарю Хиллари Клинтон. Но не только это заставило Трампа остановить на нем свой выбор. Новому хозяину Белого дома импонировали взгляды конгрессмена из так называемой Чайной партии — правоконсервативного крыла республиканцев, выступавшего против ядерной сделки с Ираном и за жесткий подход к Северной Корее.
Оказавшись во главе ЦРУ, Помпео сумел заполучить, как говорят американцы, «доступ к уху» президента, когда начал лично докладывать ему ежедневную сводку развединформации. «Мы всегда с ним находимся на одной волне... У меня к нему полное доверие»,— заявил Трамп, объявляя о назначении своего протеже на новый пост. И добавил, что они «мыслят одинаково».
Неслучайные кадры
Насколько случайным стало появление Помпео на политической сцене в роли госсекретаря? Наверное, не более случайным, чем избрание Трампа 45-м президентом США. Помпео — типичный представитель той значительной части электората, которая привела к власти кандидата республиканцев на выборах в 2016 году. В первую очередь — белых христиан-евангелистов из американской глубинки, сохраняющих серьезные сомнения по поводу благ глобализации и готовых достаточно агрессивно отстаивать свои консервативные ценности.
Помпео считается бОльшим «ястребом», чем Трамп, и уж тем более, чем Тиллерсон, по такому вопросу, как борьба с исламским терроризмом. Он выступал против закрытия спецтюрьмы на американской военной базе Гуантанамо на Кубе, пытался оправдывать пытки, применявшиеся следователями при допросах террористов из «Аль-Каиды». Их, кстати, практиковали и подчиненные Хаспел — 61-летней дамы со скромной улыбкой школьной учительницы и 33-летним стажем оперативной работы, которая может стать первой в истории женщиной на посту директора ЦРУ.
Американские и европейские правозащитные организации обвиняют ее в нарушении прав человека, и уже очевидно: обсуждение ее кандидатуры в верхней палате Конгресса будет непростым. Достаточно отметить, что даже сенатор-республиканец Джон Маккейн, просидевший пять с половиной лет в плену во время войны во Вьетнаме, заявил, что пытки заключенных, оказавшихся в тюрьмах в США в последнее десятилетие, стали одной из самых темных страниц американской истории. И далее: «Сенат должен тщательно изучить информацию о причастности Джины Хаспел к этой позорной программе». А некоторые коллеги Маккейна уже предупредили, что будут голосовать против ее кандидатуры.