Теряемое поколение
«Кадровый вопрос» и «кадровый голод» — проблемы, одолевающие сегодня не только российские власти. И на западе отмечают проблему с новым поколением: его представители слишком зависят от гаджетов, многие избегают живого общения и в изрядной степени «толстокожи» — слишком мало эмпатии. Но все это только цветочки. «Ягодки» последуют тогда, когда рабочие места в массе начнут занимать представители «поколения z» — первого воспитанного по новым образовательным стандартам. Чем это может грозить, «огоньку» объяснил профессор, доктор философских наук Игорь Сундиев.
После выхода книги «Конец истории и последний человек» Фрэнсиса Фукуямы элиты развитых стран согласились с тем, что общество потребления построено. Дальше — только увеличение ассортимента товаров и услуг, а задача властей — воспитывать потребителей, а не творцов. Началась глобальная перестройка образовательных и воспитательных программ, подгонка их под некий общемировой стандарт, призванный обеспечить выполнение этой задачи. Для Европы им стала, например, Болонская система (начатый 19 июня 1999 года процесс создания единой системы вузов ЕС. — «О»).
Проблема, однако, в том, что воспитание творца — задача хлопотная. Зато потребителем могут стать все, даже не одаренные от природы талантами и не обладающие продвинутыми знаниями и навыками. Неудивительно, что с течением времени исследователи забили тревогу: то, что было незаметно на периоде в несколько лет, стало очевидным с расстояния в пару десятилетий. Вот пример: многолетние научные наблюдения, проводимые с конца 1980-х, зафиксировали массовое нарастание патофеноменов в детской популяции. Речь о различных формах антиобщественного поведения, учебной и социальной неуспешности и ухудшении состояния здоровья школьников. И год от года проблема становится все острее, а ситуация стремительно приближается к тому, чтобы стать критической. Получается, за четверть века действие «новых» воспитательных стандартов привело к тому, что отклонения уже стали нормой, по крайней мере, в сознании обывателей. Что же будет, когда такие люди впервые в истории в массе окажутся у руля государств и обществ?
Процесс пошел
Сразу оговоримся: количество клинических случаев психоневрологических заболеваний увеличилось за тот же период незначительно. «Настоящих буйных мало» — как пел Высоцкий. Речь об отклонениях иного рода, начавших количественный рост еще с конца 1980-х. Иное дело, что в середине — конце 1990-х этот процесс активизировался и ускорился благодаря совпавшим во времени и пространстве явлениям. Речь, во-первых, о сломе традиционных морально-нравственных ценностей, именуемом аксиологическим кризисом, и, во-вторых, об эрозии социального государства, которое, как теперь признают и на Западе, неплохо справлялось с реализацией основных своих функций, прежде всего, в сферах образования и здравоохранения. В начале 2000-х на эти два вектора наложились «ускорители» — массовое распространение интернета и тотальная компьютеризация со всеми вытекающими последствиями в виде соцсетей, игромании и информационных перегрузок. Исследователи вычислили, что количество получаемой человеком информации за одно только десятилетие нового века выросло более чем в 30 раз. Появился даже новый термин — «информационный стресс». Он объяснял, что изменения в популяции связаны с невиданным доселе возрастанием количества информации, в основном негативной.
Речь, впрочем, не только об информации — о физиологии тоже. Если на начало 1990-х у 80 процентов от общего числа российских школьников наблюдалось запаздывание в развитии височных и лобных структур левого полушария (регулируют речь, письмо и счет), то начиная с 2000-х к вышеперечисленным отклонениям от нормы добавилась еще и органопатология — деструкция базисных подкорковых структур и стволовых систем, прежде всего ретикулярной формации, ответственных за вегетативную саморегуляцию физиологических и психических функций (у 70 процентов школьников). «Внутренние» патологии были малозаметны в состоянии психологического комфорта, но быстро проявлялись при пиковых учебных и физических нагрузках (недаром учителя все чаще обращают внимание родителей на то, что ребенок на уроке впадает в ступор или демонстрирует агрессию).
На Западе мы наблюдаем аналогичный процесс. Причем в последние годы исследователи стали фиксировать нарастание проблем, а патофеномены проявили себя уже не только на уровне сознания, но и изменений внутренних органов. Это значит, что все большая часть будущих членов общества оказывается обречена на проблемы с социализацией, созданием семьи и продолжением рода.