Тенелюбивая красота
Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» Открывается в ГМИИ им. А.С. Пушкина 4 сентября. «Огонек» узнал, какие национальные сокровища Япония привезла в Москву и как изменится сам пушкинский музей на время проведения выставки
Пушкинский музей меняется на глазах. Уже пустуют вечно занятые лавочки во внутреннем дворике, у подножия мраморной лестницы не видно туристов, рассеянно выискивающих лучший ракурс для селфи, а в залах с античными и средневековыми слепками как-то совсем непривычно тихо. Главный вход наглухо закрыт посреди рабочего дня.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет, если учесть, что из неприметного белого фургона, как раз припарковавшегося у портика при входе, в московский музей вот-вот переберутся сокровища японского искусства. Экспозицию из 135 произведений, созданных ведущими живописцами и мастерами Японии в XVII–XIX веках, отечественные и зарубежные кураторы в один голос называют эталонной. И дело не только в том, что в нее вошли экспонаты из собраний сразу трех японских музеев (Токийского национального музея, Музея изобразительных искусств города Тиба и Художественного музея Итобаси, обладающих уникальной даже по японским меркам коллекцией живописи), а также двух московских (экспозицию дополнят произведения из собрания ГМИИ вместе с живописью и гравюрой из Музея Востока). И даже не в том, что это первая едва ли не за полвека масштабная выставка в Пушкинском музее, столь полно представляющая отдельный период в истории Японии. Она собрала самые ранние оттиски лучше всего сохранившихся гравюр, которые упоминаются в любом учебнике по японскому искусству. Второстепенных экспонатов здесь не найти.
— Проще говоря, эта выставка сама по себе учебник по культуре Японии,— объяснил «Огоньку» Хироёси Тадзава, заведующий отделом научных кураторских исследований в Токийском национальном музее и один из кураторов московской выставки.— Здесь собраны хрестоматийные для эпохи Эдо вещи. Каждое произведение из каталога выставки — знаменито.
Хрупкость эталона
Эта выставка японской живописи в истории Пушкинского музея далеко не первая: в 1960-е годы он принимал экспозицию из десятков полотен легендарного художника XIX века Кацусики Хокусая. Сейчас такую выставку невозможно было бы организовать даже на территории Японии, разводит руками Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина и куратор выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Настолько в последние 20–30 лет ужесточились требования японских музеев к условиям экспонирования — климатическому режиму и освещению.
— Дело в том, что после каждой выставки гравюры и живописные произведения такого класса должны отдыхать в течение нескольких лет,— объяснила куратор в разговоре с «Огоньком».— Например, именно из-за такой хрупкости после нашей выставки многие экспонаты годами нельзя будет увидеть даже у себя на родине — в Японии. Собственно, по этой причине наша выставка и состоит из двух частей: сначала публика увидит ее первый состав, а затем — второй, который по своему уровню ничем не уступает первому. Каждая ротация продлится четыре недели — дольше не допускает японский регламент.
С этим связаны и сложности в выборе экспонатов — график выставок для каждого из них расписан на годы вперед.