Срок годности
Сможет ли Китай избежать участи СССР?
Несколько лет назад один китайский ученый сказал мне: «Знаете, КНР, по сути дела, не очень отличается от предыдущих китайских династий. Она возникла не в результате всеобщих выборов, а в результате захвата власти вооруженными силами. И изменить ее можно только силовым методом». Я согласен. Хотя конструкция все же несколько сложнее: нынешняя династия подкреплена еще и современной концепцией «партийного государства», где партия монополизирует все виды контроля, вручную занимаясь и политикой, и управлением экономикой.
Недавно в Пекине состоялся съезд Всекитайского собрания народных представителей, но о каких-то судьбоносных итогах говорить трудно. Кроме опубликования новых (сниженных) ориентиров по показателям темпов экономического роста ничего внятного не происходило. Создалось впечатление, что все зависло в воздухе из-за нерешенных торговых переговоров с США. Председатель государства Си Цзиньпин молча сидел на трибуне с непроницаемым лицом, а в кулуарах многие шептали, что это его наступательная политика спровоцировала санкционную атаку США, которая может нанести сокрушительный удар по экономике страны. В воздухе витал вопрос: неужели подходит конец «сроку годности» современной китайской династии? Этой династии исполнится 70 лет в этом году, и как тут не вспомнить судьбу дорогого сердцу СССР, которому, когда он занемог и скончался, было 69...
Имеет смысл припомнить причины падения советской «династии». Первым и фатальным толчком было резкое падение цен на нефть к 1986 году. Вызванный этим обвалом финансовый дефицит привел к катастрофическим последствиям — потере жизнеспособности экономики, поскольку СССР не мог своими силами восполнять утраченные доходы. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев попытался сломать заколдованный круг застоя — он отменил партийное управление экономикой и неосторожным образом либерализовал поток наличных. Но рецепт оказался непродуманным: в результате экономика лишилась координирующего звена (эту функцию исполняли местные и центральные партийные организации), накопилось огромное количество денежной массы на рынке, чем воспользовались мафиозные структуры, которые монополизировали дистрибуционные сети — магазинные полки пустели, а товары были скрыты на складах в ожидании повышения цен, поскольку в правительстве открыто обсуждали вопрос о необходимости отмены субсидий на важнейшие продукты. Ситуацию усугубил и кадровый фактор — Борис Ельцин. Для того чтобы избавиться от президента СССР Горбачева, он волюнтаристским образом упразднил СССР. Если бы нечто подобное происходило на Западе, то все ограничилось бы переменами персоналий в высших эшелонах власти, основная часть правительства, силовых структур и руководство предприятий осталась бы неизменной. Однако в «партийном государстве», которым и был СССР, все — даже наступление весны — относилось к компетенции коммунистической партии. Раз она исчезает, значит, начинается bellum omnium contra omnes — война всех против всех за захват государственной собственности. Это в итоге и произошло…