Союз нерешимый
Накануне грядущего юбилея Союзного государства власти Белоруссии и России взялись за реанимацию интеграционных процессов, которые должны были быть запущены еще в 1999 году. Вопросы создания единого Налогового кодекса, введения общей таможенной политики и формирования общего рынка энергоресурсов, положенные в основу интеграционного проекта 20 лет назад, снова на поверхности обсуждений политиков в первозданной свежести. Такая актуализация дискуссий «под дату» вызывает сложные ощущения: у экспертов — легкую оторопь, а у простых граждан — плохо скрываемую настороженность. Ведь если за 20 лет союзные договоренности так и не были достигнуты, то стоит ли к ним возвращаться сегодня? «Огонек» попытался вникнуть в непростой сюжет.
На фоне оживившейся дискуссии о перспективах белорусско-российской интеграции октябрьская новость о том, что Госдума РФ отклонила проект по отмене роуминга внутри Союзного государства, напомнила муху над праздничным столом. Многие, глядя на заголовки в СМИ, тут же принялись обсуждать нежелание депутатов идти навстречу простым людям и заподозрили чиновников в потакании интересам операторов мобильной связи. При этом мало кто обратил внимание на то, что Госдуме предлагали отменить роуминг в одностороннем порядке — через изменения в статье 54 федерального закона «О связи». А это в принципе невозможно. Для подобной инициативы нужно как минимум соглашение между странами. Так вот: его пока не заключали.
Впрочем, история с отменой роуминга между Белоруссией и Россией с самого начала была довольно острой проблемой. Инициировать ее стали тогда, когда на российской территории еще действовали национальные роуминговые тарифы. Их отменили с июня 2019-го. Только после этого шага работа на межгосударственном уровне фактически сдвинулась с мертвой точки. И все же точную дату, когда белорусы и россияне наконец перестанут платить втридорога за звонки в гостях друг у друга, чиновники и эксперты называть пока не берутся. Зато уже озвучивают коекакие подробности будущих решений.
— Плату за входящие звонки однозначно ликвидируем. Кроме того, ставка интерконнекта снизится до уровня 0,015 доллара, что позволит установить комфортные тарифы как для операторов, так и для пользователей мобильной связи,— рассказал советник главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Павлов.
Тем не менее отмена роуминга — вопрос хоть насущный, но довольно мелкий. Учитывая, что в 1999-м планы по интеграции двух стран были понастоящему грандиозные. Проект создания Союзного государства (СГ) предусматривал, что в перспективе у Белоруссии и России будет единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, объединенные транспортная и энергетические системы, общие торговые и таможенно-тарифные условия… И это только малая часть из того, что намечали, но до чего руки за минувшие 20 лет так и не дошли.
Чтобы понять это, не нужно быть экспертом. Достаточно лишь пожить пару-тройку месяцев в соседней стране или попробовать устроиться там на работу. Выяснится, что мы даже трудовые книжки друг друга не признаем. Банки двух стран, у которых по факту один и тот же владелец, почему-то не имеют между собой никакой связи. А цены на билеты на поезд, следующий по маршруту Москва — Брест в одно и то же время, по четным и нечетным дням отличаются. В первом случае перевозчик — белорусский, а во втором — российский. Из-за этого все стараются ехать по четным дням: так просто дешевле.
Показательна и сфера образования. Еще в 1996 году, до создания Союзного государства, между странами было подписано соглашение о взаимном признании и эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий. Сегодня внутри СГ заключено около 300 договоров об образовании, которые должны были максимально сблизить две системы. Теоретически выпускники имеют одинаковые права и возможности при поступлении в колледжи и университеты обеих стран, но на практике их ожидает масса сюрпризов. Начиная с разных систем оценки знаний по окончании школы (вместо ЕГЭ белорусы сдают выпускные экзамены и централизованное тестирование и их результаты никак не конвертируются) и заканчивая разными условиями и сроками приемных кампаний. Не говоря уже о том, что с момента распада Советского Союза школьные программы Белоруссии и России сильно изменились.
Отличаются и стандарты высшего образования. Так, уникальный в своем роде Белорусско-российский университет (бывший Могилевский машиностроительный институт), чтобы осуществлять образовательную деятельность, должен был получить регистрацию в двух странах одновременно. При этом абитуриенты тут делятся на тех, кто поступает по белорусским правилам, и тех, кто поступает по российским. Учатся тоже врозь — каждый по своей программе. Вместе с тем российские вузы своей заинтересованности в белорусских студентах не скрывают и готовы упростить условия приема для них. Например, представители Брянского аграрного университета за последние пару лет не раз приезжали в профтехколледжи Брестской и Гомельской областей в поисках потенциальных абитуриентов и на местах проводили вступительные экзамены для них.
Но поступление — лишь первая из вереницы проблем, с которыми сталкивается молодежь, решившая ощутить на себе все прелести союзного образования. Так, до сих пор остается нерешенным вопрос медицинского обслуживания для студентов. Пока единственное, на что можно рассчитывать,— бесплатные услуги скорой помощи. За все остальное будь добр заплати, как и любой другой иностранец. И если в России цены на полис добровольного медицинского страхования стартуют от 1000 рублей (студенты обычно берут пакеты услуг за 2500–3000), то в Белоруссии приходится раскошеливаться минимум на 13 тысяч российских рублей за медобслуживание в госучреждениях и на 23 — в частных клиниках. Почему же за столько лет существования Союзного государства эти, казалось бы, базовые вопросы остались нерешенными?
Прошлое в зеркале
Первое, на что обращаешь внимание в тексте Договора о создании СГ: подписывая его, Россия и Белоруссия руководствовались «волей народов к единению». Так ли это было на самом деле и как изменилась ситуация в наши дни, рассказал директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси, кандидат социологических наук, доцент Геннадий Коршунов: — Как известно, на общесоюзном референдуме 1991 года о сохранении СССР белорусы дали утвердительных ответов больше, чем россияне и украинцы (82,3; 71,3 и 70,2 процента соответственно). А в 1995-м на общереспубликанском референдуме за интеграцию с Россией проголосовали 83,3 процента населения. Поэтому вполне естественно, что и к концу 90-х идея объединения Беларуси и России в новый союз пользовалась огромной поддержкой народа. Не стоит забывать, что в тот период социально активным было как раз поколение, выросшее в СССР и помнившее, каково это — жить в «одной большой стране».