Шопинг без контакта
«Черная пятница» умирает, но не сдается. В эпоху коронавируса предновогодним распродажам все равно быть, пусть и по новым правилам. Почему ни коронавирус, ни экономические неурядицы не могут отучить людей от шопинга, разбирался «Огонек»
Потребительские традиции пали жертвой коронавируса: в этом году праздничные распродажи в США стартуют без былого размаха. Один из крупнейших заокеанских ритейлеров — Walmart уже объявил, что в День благодарения его магазины работать не будут. А ведь именно с вечерней распродажи в Walmart в США уже более 30 лет подряд стартовал сезон шопинга! Или вот еще тревожный звонок. Для многих американцев старт распродаж связан и с ежегодным парадом, проводимым сетью универмагов Macy’s. Однако в нынешнем году он будет «переработан под телевизионную аудиторию». Людям намекают: «Оставайтесь дома!»
На этой стороне Атлантики, в Старом Свете, тоже вынуждены отказаться от привычных радостей. Даже британцам, известным своей приверженностью традициям, и то пришлось пойти на уступки эпидемии. Обычно начало сезона распродаж в Лондоне отмечают торжественным включением праздничной иллюминации на Оксфорд-стрит — самой длинной торговой улице Европы. Но в этом году обошлось без торжественной церемонии, огни зажгли раньше, да к тому же тематически «привязали» к коронавирусу и борьбе с ним. Одним словом, на войне как на войне. Не зря в СМИ все чаще задаются вопросом: переживут ли предпраздничные распродажи 2020 год? Ответ парадоксален: полностью отказаться от шопинга люди не намерены, просто покупают они теперь… по-другому.
Вот прогноз Adobe Analytics: расходы американцев на покупки через интернет в сезон распродаж составят 189 млрд долларов — это на 33 процента больше, чем в 2019‑м. А при определенных условиях (среди которых закрытие обычных магазинов из-за карантина) эта сумму может превысить 200 млрд! Вывод, на котором сходятся все эксперты, прост: коронавирус окончательно сдвинул предпочтения потребителей в сторону онлайн-покупок — так безопаснее и сподручнее.
Тут надо пояснить. Крен в сторону интернета был заметен и раньше: ну, к примеру, в 2019‑м «черную пятницу» даже назвали… «скучной пятницей». Мол, очередей в магазинах и эпических сражений за новые телевизоры больше не видно — все ушли в онлайн. По данным компании JLL, 40 процентов магазинов в США рапортовали об уменьшении числа посетителей в прошлом году, еще до пандемии. И вот коронавирус, кажется, окончательно закрепил эту тенденцию: шопинг теперь происходит в тиши семейных гостиных на экранах компьютеров и смартфонов.
Еще одна показательная тенденция — удлинение периода распродаж. Многие магазины уже предупредили, что будут проводить их несколько дней, чтобы избежать очередей и соблюсти социальное дистанцирование. Острословы даже предложили переименовать «черную пятницу» (27 ноября) в «черный ноябрь», раз уж охотиться за скидками можно целый месяц.
Причем не стоит думать, что все это происходит лишь на Западе. У нас тенденции те же: как сообщает ТАСС со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), на эту «черную пятницу» онлайн выйдет еще больше отечественных продавцов. Что же касается традиционных российских магазинов, то они, как и их зарубежные коллеги, растянут распродажи на несколько дней — словом, перемены налицо.
Однако драматургия момента в другом. Как получается, что денег нет, а люди тратят? Вроде и сокращения идут, и бизнес закрывается, а распродажи по расписанию. «Огонек» обратился за комментариями к экспертам.
— Около 80 процентов американских покупателей собираются оставить в магазинах как минимум столько же денег, сколько и в 2019‑м,— подтверждает Барбара Стюарт, профессор в сфере человеческого капитала и потребительской науки Технологического колледжа Университета Хьюстона (США).— А вот то, как они это делают, действительно изменилось. Когда весной этого года магазины были закрыты, 90 процентов потребителей перешли на форматы онлайн-торговли и curbside pickup (когда можно забрать заказанные заранее товары, не выходя из машины.— «О»). Эти практики останутся актуальны и во время праздничного шопинга. Почти 90 процентов потребителей говорят, что они будут совершать больше покупок в интернете, причем практически половина планирует в основном там и покупать.