«Сложно любить, когда ничего не угрожает»
В российский прокат выходит фильм «Холодная война» Павла Павликовского, получивший приз за лучшую режиссуру в Канне. Об актуальной подоплеке и неожиданных параллелях фильма «Огонек» побеседовал с режиссером
Павел Павликовский стал известен после выхода предыдущей картины — «Ида», которая получила в 2015 году «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке,— победив, кстати, в этой номинации российского «Левиафана» Звягинцева. Как и «Ида», «Холодная война» рассказывает о послевоенной Польше и снята в черно-белом монохроме. 1949 год, Виктор (Томаш Кот), джазовый музыкант, работает в фольклорном ансамбле и исполняет идеологическую музыку. Он влюбляется в молодую артистку ансамбля Зулу (Джоэнна Кулиг). Когда ансамбль оказывается на гастролях в Восточном Берлине, Виктор решает бежать на Запад (Берлинской стены еще нет), однако Зула не решается на побег. Виктор уходит один, с тех пор их роман состоит лишь из коротких встреч в Париже или Югославии. Движимый чувством, Виктор возвращается в Польшу, где его ждет лагерь.
Большую часть своей жизни режиссер Павликовский жил и работал в Британии и лишь недавно решил вернуться в Польшу. Все его фильмы так или иначе являются рефлексией по поводу собственной судьбы, а также жизни его родителей.
— От вашей картины двойственное ощущение. С одной стороны, история универсальная, погруженная в контекст послевоенного времени, холодной войны. С другой стороны, кажется, что вы рассказываете глубоко личную, известную только вам историю…
— Такая двойственность объяснима. Идею картины я вынашивал еще задолго до работы над «Идой». Но история любви двух молодых людей в послевоенное время казалась мне слишком реалистичной. Поэтому я ее долго откладывал. Зула и Виктор в какой-то степени похожи на моих родителей. Те тоже постоянно встречались и расставались, успели дважды развестись, встретить других партнеров и, вернувшись друг к другу, снова пожениться. Как и мои герои, они также покинули Польшу, эмигрировали по отдельности, жили в изгнании. Мой отец был бабником, а мать, узнав об этом, ему отомстила. Я был еще ребенком, когда наблюдал за происходящим, и очень на них злился. С детства меня преследовала тема фатальных отношений между мужчиной и женщиной. Но когда мои родители умерли, я еще раз обдумал их жизнь и понял, насколько их любовь была необыкновенной и серьезной. Обычно среди супругов один считается сильнее другого, кто-то ведет отношения, другой становится ведомым. Но в случае с моими родителями они оба были сильные личности, как и персонажи картины. Битвы в нашей семье происходили по каждому поводу. Часто ссорились из-за житейских проблем, но могли не разговаривать друг с другом и на почве политики. Мои герои также оказываются за рубежом, один из них эмигрирует, другой остается в Польше. Новая обстановка меняет людей. Неожиданно человек, которого ты любил, становится совершенно другим. И мои актеры удачно передают эти изменения. Когда я обдумывал эту историю, мне казалось, что любовь в годы войны может быть только трагичной. Представьте, сколько препятствий нужно преодолеть, чтобы остаться вместе. Но потом я понял, что, наверное, еще сложнее и трагичнее изображать влюбленных мужчину и женщину в наши дни. Сложно любить, когда ничего не угрожает. Думаю, что раньше люди были интеллигентнее и чувствительнее к любви. В сегодняшнем обществе все вращается