Сколько стоит стать Ландау?
Как раз сейчас, в марте, когда проходят заключительные этапы олимпиад разного уровня, от которых зависит судьба нынешних одиннадцатиклассников, министр образования и науки Ольга Васильева вновь подтвердила свое в целом негативное отношение к олимпиадам для школьников
Первое заявление на этот счет появилось еще в октябре минувшего года. Тогда глава Минобрнауки поставила под сомнение эффективность олимпиад для измерения знаний школьников, а также их результаты. Возник вопрос и о коррупции, которая якобы полностью исключена в формате ЕГЭ, но при этом процветает при выполнении олимпиадных заданий. Поводом для заявления послужила статистика: 40 процентов победителей и призеров олимпиад не набирают по ЕГЭ выше 60 баллов. На минувшей неделе госпожа Васильева подтвердила планы ведомства — сокращать число олимпиад, разобраться в их качестве и действовать жестко. «Всерос» — так называется всеми заинтересованными сторонами Всероссийская олимпиада школьников — решили не трогать.
Развернулась жаркая дискуссия. Учителя, эксперты разного ранга высказывают свое мнение, которое, естественно, разное. Но никто не спросил мнения родителей. А вот я — родная мать действующего олимпиадника. Знакома с мамами его друзей, которые тоже пытаются поступить в престижные вузы по олимпиадам. Я знаю, на каком канале в «телеграме» сидят эти дети и что они обсуждают.
Участник олимпиад — это особый тип ребенка, со специфической психологией, настроем, более широкими знаниями.
То, что мой сын — олимпиадник, стало понятно еще во 2–3-м классе. Он учился через пень-колоду, но при этом выигрывал как минимум все школьные турниры, и учительница начальных классов говорила мне: «Обрати на это внимание». Эта же учительница сейчас говорит мне про дочку — круглую отличницу-перфекционистку: «Она не олимпиадница».
То, о чем пытаются говорить учителя в соцсетях — у олимпиадников другой склад ума, они по-иному мыслят, ищут другие решения, они не заточены на ЕГЭ,— это чистая правда. Настаивать на том, чтобы ребенок-олимпиадник сосредоточился только на заданиях единого госэкзамена,— это как предложить великой балерине сдать нормы ГТО или выдающемуся дизайнеру сколотить табуретку по шаблону. Об этом же прекрасно знают репетиторы. Когда я искала репетиторов для сына, сразу говорила: олимпиадник, не ЕГЭ. И все репетиторы, специализирующиеся на ЕГЭ, отказались. Они понимают, о чем идет речь. И я нашла двух мальчиков-студентов, которые