С места — в курьеры
Неожиданно одной из важнейших профессий нового мира во время пандемии стал курьер. Крупный и мелкий бизнес в авральном режиме набирает армии курьеров. Они должны спасти компании от экономического краха. Новобранцев в разноцветной униформе с огромными рюкзаками становится все больше на пустых улицах. Как курьер заступает на стражу мирового порядка, выяснял «Огонек».
Искандер Ахупов стоит в углу между тритонами и попугаями. Облокотившись на коробки с безалкогольным пивом для собак, он забивает в телефон адреса доставки на завтра. Курьером он работает всего неделю, до этого трудился официантом в японском ресторане. «Семнадцать адресов! — восклицает он.— Всем нужен корм! Кошки, собаки, попугаи, морские свинки, тритоны эти… Позавчера одному возил пиво для собак. Мужику выпить не с кем, пьет со своей долматиной... Еще золотую рыбку заказали на завтра. А я сам теперь как золотая рыбка. Искандер, между прочим, значит „защитник“».
Маленький зоомагазин в Мытищах пытается выжить в сложные времена с помощью доставки. Раньше здесь работало три курьера, теперь 10. «Мы заключаем с ними срочные договора,— поясняет владелец магазина Александр.— Ездят они на своем транспорте. Если нужно, цифровые пропуска помогаем оформить. На день выдаем комплект из пяти медицинских масок и перчаток, антисептические средства. Зарплата в зависимости от продолжительности смены. Но все стараются заработать. Тысяч сорок в меяц выходит. Да, у нас увеличился расход на зарплату курьерам, но доставка спасает мой бизнес. Продажи упали, конечно, но благодаря тому, что мы развиваем доставку, не так сильно, как могло бы быть. Доставляем в основном корма. Но иногда и животных — рыбок и хомячков, как правило. Родители стараются как-то развлечь детей».
Батальоны просят борща
У большинства крупных супермаркетов очередь на доставку продуктов. Их привозят только через несколько дней после заказа. В конце марта приходилось ждать по две недели. В приоритете пенсионеры и инвалиды. Компании в срочном порядке перестраивают свои курьерские службы. Набирают людей, закупают автомобили, строят новые склады. Например, если до начала марта курьеры сети «Перекресток» доставляли до 10 тысяч заказов в день, то сейчас запросов на доставку поступает в 10 раз больше. Компания вынуждена была в авральном режиме нанимать курьеров, проводилось по 100 собеседований в день. Людей искали не только через рекрутинговые агентства, но и через соцсети.
«В марте мы наняли 500 новых сборщиков заказов и водителей-экспедиторов (именно они развозят продукты.— „О“).— рассказывает Ольга Калоева, операционный директор сети „Перекресток“,— сейчас мы продолжаем наем сотрудников».
Курьеры сейчас нужны всем. По данным рекрутингового сервиса HeadHunter, в Москве в данный момент открылось в четыре раза больше вакансий курьера, чем было год назад. «Заметный рост вакансий для курьеров происходил со второй половины марта, когда многим компаниям понадобилось срочно переводить продажи на дистанционный формат,— говорит руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров.— В марте количество вакансий для курьеров на hh.ru составило более чем 2,2 тысячи, в первой половине апреля это число уменьшилось до 1,6 тысячи».
СберМаркет (одна из крупнейших сетей доставки продуктов на дом, работает в 40 городах) также экстренно решает проблему лавинообразного повышения спроса на доставку. «Доставка на ближайшие дни может быть занята, а минимальная стоимость заказа увеличена,— информируют они своих клиентов.— Мы делаем все возможное, чтобы вернуть стандартные условия и увеличить количество свободных интервалов». В начале марта с сервисом сотрудничали более 1200 курьеров, сейчас, в середине апреля,— уже более 4 тысяч. Это позволило компании за месяц удвоить ежедневное количество доставляемых заказов с 5 до более 10 тысяч в день.
В сервисе доставки готовой еды «Яндекс.Еда» сообщили о том, что многие компании, с которыми они работают, увеличили количество курьеров в пять раз. Аналогичный сервис Delivery.Club в середине апреля впервые выполнил свыше 1 млн заказов за неделю.