1 октября исполняется 70 лет со дня провозглашения Китайской Народной Республики

ОгонёкОбщество

Прошлое, обращенное в будущее

1 октября исполняется 70 лет со дня провозглашения Китайской Народной Республики. У этой даты много измерений.

0:00 /
1168.616
Народ провожает добровольцев, вступивших в ряды Народноосвободительной армии. Художник Хун По. Художник Хун По / Архив журнала «Огонёк»

Два года назад тихо отшелестело и кануло в небытие 100‑летие Великой Октябрьской социалистической революции, показав тем самым, что нет государства — нет и красной даты календаря, напоминающей о его появлении на свет. Если бы СССР просуществовал до наших дней, можно представить, с каким размахом отмечался бы этот юбилей, как торжественно украсили бы Красную площадь, как радостно приветствовали бы проходящие мимо Мавзолея колонны трудящихся руководителей партии и правительства, стоящих на его трибуне. Увы, не случилось.

В Китае с державностью… все в порядке (и это наглядно демонстрируют монументальные праздничные декорации на площади Тяньаньмэнь, возведенные к 70‑летию провозглашения КНР). Чуть было автоматически не написал на месте многоточия «слава богу», хотя тут же подумалось: какое отношение имеет наш Бог к Поднебесной, атеистической еще задолго до прихода к власти китайских коммунистов? Иной историк-религиовед, впрочем, тут же воскликнет: «Позвольте, позвольте…» и пустится в рассуждения о соотношении конфуцианства, буддизма и даосизма, влиянии ислама и христианства: китайская история (даже ее краткий революционный период) — это океан, в который стоит только нырнуть.

Равнение на кого?

На то они и историки, чтобы спорить. Некоторые, например, относят начало Новейшей истории в Китае к Синьхайской революции 1911 года. Шутка ли: рухнула империя, начало которой положил еще Цинь Шихуанди в III веке до нашей эры! А до первого общекитайского императора династии Цинь государственность под знаком Дракона строили полумифические Яо и Шунь, Юй Гун, передвинувший горы, и, конечно, вполне реальный Учитель десяти тысяч поколений — Конфуций. Но Синьхайская революция действительно потрясла Срединное государство, пробудила Азию, отозвавшись и в европейских столицах.

Надеюсь, китайские историки не сочтут за крамолу, но, сдается, у масштабных событий лунного года синьхай были не только внутренние предпосылки, но и внешние катализаторы: русская революция 1905 года, например, но прежде всего пример соседней Японии. Там императора, правда, не свергли до сих пор, более того, революция Мэйдзи (1868) как раз восстановила микадо в исконных правах, но японцы, сохранив каркас монархии и свои древние традиции (во многом, кстати, позаимствованные в еще более древнем Китае), смогли осуществить кардинальные реформы. Пусть они более касались технической модернизации, нежели политического переустройства, однако благодаря им сравнительно небольшая Страна восходящего солнца быстро заняла «азиатское» кресло в клубе мировых держав. Этот пример манил и дразнил одновременно. Не случайно «отец китайской революции» Сунь Ятсен в период подготовки грядущих выступлений немало времени провел в Японии, много общался с японскими политиками, изучал опыт преобразований. Если Япония смогла, почему мы не сможем?

Китай, правда, двинулся другим, своим путем. Получивший классическое западное образование и принявший христианство, что позволило ему в каком-то смысле освободиться от догм и «раскрепостить сознание», Сунь Ятсен решил пойти дальше соседей-островитян. Великий революционер-демократ, хорошо знакомый с европейской политической историей, выбрал республиканскую модель, разработал сохранившее по сей день значение учение о «трех народных принципах» (национализм — народовластие — народное благосостояние) и с поразительным упорством боролся за их воплощение в очень непростой китайской реальности.

К 1919 году, впрочем, выяснилось, что реальность переменам поддавалась плохо, а многовековые устои и традиции в новый формат не вписывались. Пришлось радикализировать процесс, благо перед глазами был яркий опыт другого соседа — России. «Великий Октябрь», который еще моя покойная бабушка по привычке называла октябрьским переворотом, конечно же, имел всемирно-историческое значение, но для Китая — вполне прикладное: в китайской революции возник вектор, который в итоге и привел — через гражданскую войну с миллионными жертвами — к провозглашению КНР в 1949‑м. И не случайно в сугубо китайском видении предыстория нынешнего юбилея представляется окрашенной в национальные цвета — желтый и красный: в таком сочетании очень много символики…

Под Новый год. Население подносит подарки бойцам Народноосвободительной армии. Художник Цы Чжань. Художник Цы Чжань / Архив журнала «Огонёк»

История с китайской спецификой

В Поднебесной не только социализм, вообще все прошлое, настоящее и, смело можно сказать, будущее имеет китайскую специфику. В свое время его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс пытались приспособить к Китаю свой формационный подход, столь успешно примененный ими к европейской истории. Однако получалось как-то плохо. В конце концов Маркс в сердцах плюнул (или Энгельс плюнул?) и назвал китайское бытие «азиатским способом производства». То есть это когда отдельные капиталистические признаки (поточное производство, денежное обращение) вдруг обнаруживаются в глубокой древности, а отсутствие частной собственности на землю проходит сквозной нитью через века.

Современные китайские историки поступают более прагматично: хотя и пользуются марксистской «формационной» терминологией (рабовладение, феодализм), привычно делят прошлое своей страны по династийным периодам. И впрямь: в этом есть своя логика и своя «движуха». В начале династии производство росло, в конце падало, терпение Неба и народа истощалось, после чего происходила смена правящего дома. Так и считают — династиями — вплоть до периода Новой истории Срединного государства, которая стартовала задолго до падения маньчжурского дома Цин (1644–1911).

В официальной историографии Новая история Китая ведет отсчет от Первой опиумной войны, начатой Британией. «Для сохранения опиумной торговли английское правительство развязало в 1840 году агрессию против Китая. Китайский народ мужественно сражался с захватчиками, однако капитулянтская тактика цинского правительства в конечном итоге привела к заключению с Англией унизительного договоpа, ущемлявшего национальный суверенитет Китая. После опиумной войны Англия, США, Франция, Россия, Япония и другие империалистические державы заставили цинское правительство заключить неравноправные договоры», — сообщает на своем сайте Китайский информационный интернет-центр. В этой цепи поражений и унижений — и Вторая опиумная война (1856–1860), завершившаяся разрушением и разграблением англичанами и французами великолепного Летнего императорского дворца Юаньминъюань под Пекином, построенного, кстати, Цинами в подражание просвещенной Европе, и неудача в войне с Японией (1894– 1895), показавшая, что Цинская империя при всем героизме войск и народа не в состоянии соперничать с молодым империалистическим хищником. «В результате Китай постепенно оказался в положении полуколониального и полуфеодального государства», — констатируют историки. А затем уже Синьхайская революция свергла более чем 200‑летнюю Цинскую династию, установив республиканское правление, что стало «одним из величайших событий в Новой истории Китая».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неправильный капитализм Неправильный капитализм

Почему нам следует прислушаться к тому, о чем пишет сегодня Financial Times

Огонёк
6 самых необычных ресторанов мира (в одном можно принять ванну с пивом) 6 самых необычных ресторанов мира (в одном можно принять ванну с пивом)

В эти места ходят не столько из-за еды, сколько ради впечатлений

Playboy
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Остановила время: как Софии Ротару удается выглядеть на 20 лет моложе Остановила время: как Софии Ротару удается выглядеть на 20 лет моложе

В свои 72 года София Ротару выглядит как минимум на двадцать лет моложе

Cosmopolitan
Ископаемая устойчивость Ископаемая устойчивость

Доля возобновляемых источников энергии растет в российском энергобалансе

РБК
Что нужно знать о Данииле Медведеве Что нужно знать о Данииле Медведеве

Российский теннисист Даниил Медведев дошел до финала US Open

GQ
Торквемада: «молот еретиков» Торквемада: «молот еретиков»

Для одних — безумец и садист, а для других — великий государственный деятель

Дилетант
Живая античность Живая античность

Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов

Forbes
17 главных мифов про здоровое питание 17 главных мифов про здоровое питание

Мы попали в лабиринт из модных тенденций и маркетинговых кампаний

Men’s Health
Анекдот про «Прачечную»: в Венеции показали фильм Содерберга о «Панамском досье» Анекдот про «Прачечную»: в Венеции показали фильм Содерберга о «Панамском досье»

На Венецианском кинофестивале показали «Прачечную» Стивена Содерберга

Forbes
Российские компании выплатили рекордные дивиденды. Почему это плохой сигнал для экономики? Российские компании выплатили рекордные дивиденды. Почему это плохой сигнал для экономики?

Российские компании выплатили по итогам 2018 года рекордные дивиденды

Forbes
«Женщина в городе» и «Клоун в капюшоне»: что покупать в Париже на ярмарке La Biennale Paris «Женщина в городе» и «Клоун в капюшоне»: что покупать в Париже на ярмарке La Biennale Paris

Что в топах продаж и сколько это стоит

Forbes
Свободная энергия Свободная энергия

Настоящий пример для вдохновения — Дуа Липа

Glamour
Почему вам стоит обратить внимание на регби Почему вам стоит обратить внимание на регби

И наконец-то перестать путать этот вид спорта с американским футболом

GQ
Идеальный старт для предпринимателя: почему инвестбанки и консалтинговые компании стали кузницей бизнесменов Идеальный старт для предпринимателя: почему инвестбанки и консалтинговые компании стали кузницей бизнесменов

Какие навыки, знания и связи помогают строить успешные компании?

Forbes
Восемь привычек, которые мешают осуществить мечту Восемь привычек, которые мешают осуществить мечту

Ловушки, мешающие достигать цели, и стратегии, которые помогут их избежать

Psychologies
10 крупнейших хакерских атак всех времён 10 крупнейших хакерских атак всех времён

В популярной культуре хакеры зачастую выглядят героями, так ли это в реальности?

Популярная механика
Свой монастырь Свой монастырь

История возникновения отшельничества

Вокруг света
«Колеса» без тормозов «Колеса» без тормозов

Боится ли хоть чего-нибудь Игорь Рудников?

Русский репортер
Семь восходящих звезд модельного бизнеса Семь восходящих звезд модельного бизнеса

Эти девушки собираются спасти мир не только своей красотой

Vogue
Супер стар Супер стар

Ярослав Гончаров создал приложение FaceApp, ставшее ньюсмейкером сезона

Собака.ru

Какие существуют эко-френдли альтернативы традиционным похоронам

Esquire
Сквозь зубы Сквозь зубы

В деле омоложения лица стоматологи наступают на пятки косметологам

Tatler
Шеф-повара из Петербурга и Копенгагена — о национальной кухне и рейтингах Шеф-повара из Петербурга и Копенгагена — о национальной кухне и рейтингах

Что гораздо важнее звезд «Мишлен» и как попасть в когорту лучших?

РБК
Димашомания – от казахских степей до китайских окраин Димашомания – от казахских степей до китайских окраин

На недавней программе «Привет, Андрей!» этому исполнителю аплодировали стоя

StarHit
Пугачева vs Ротару: история многолетней «вражды» певиц Пугачева vs Ротару: история многолетней «вражды» певиц

С чего началась «холодная война» между Аллой Пугачевой и Софией Ротару

Cosmopolitan
Можно ли спастись от удара молнии (спойлер — нет) Можно ли спастись от удара молнии (спойлер — нет)

Стихия может быть опасной и жестокой, особенно такая непредсказуемая, как гроза

Популярная механика
Запустить стартап в Пуэрто-Рико: 6 неожиданных альтернатив Кремниевой долине Запустить стартап в Пуэрто-Рико: 6 неожиданных альтернатив Кремниевой долине

Разбираемся с новыми точками на карте, где дешевле вырастить своего «единорога»

Forbes
Эскорт, порно и эротические съемки: самые развязные участницы «Дома-2» Эскорт, порно и эротические съемки: самые развязные участницы «Дома-2»

Телепроект «Дом-2» приобрел статус самого скандального реалити-шоу

Cosmopolitan
Почему мы строим отношения с теми, кто нами не дорожит? Почему мы строим отношения с теми, кто нами не дорожит?

Мы встречаем на своем пути самых разных людей, в том числе — эгоистичных

Psychologies
Открыть в приложении