По усам текло
Экономика отчуждения от наследия: как все устроено
У меня перед глазами стоит картинка из 2002 года. Двор советского жилого дома — с потрескавшимся асфальтом, лужами, наваленными досками. Посреди двора — угольная куча. И на этой куче и рядом с ней играют дети. Понятное дело, чумазые и перепачканные с ног до головы.
Было это в Ростове Великом, жемчужине «Золотого кольца России». В 500 метрах от этого двора красовался отреставрированный белоснежный Ростовский кремль, у ворот торговали сувенирами, один за другим подъезжали автобусы с туристами и интуристами. А рядом — хоть фильмы про разруху 1920-х снимай. Было полное ощущение, что «Золотое кольцо», музей-заповедник и райцентр Ярославской области — Ростов живут в параллельных мирах.
И вот спустя 16 лет, осенью 2018-го, я читаю речь мэра города Суздаля Сергея Сахарова на недавнем столичном форуме «Содружество» — и картинка оживает перед глазами. То же ощущение параллельных миров. Только теперь оно подкреплено цифрами, которые мэр помнит наизусть.
В Суздале живут 10 тысяч человек, а туристов за год приезжает более полутора миллионов. Это на уровне многих европейских городов. Казалось бы, мэру надо радоваться и вниманию к городу и его памятникам, да и доходам в местный бюджет. Ведь с высоких трибун в последние годы неустанно призывают к развитию туризма, что и исторические памятники поможет восстановить, и градам и весям принесет прибыль и оживление экономики.
Однако цифры мэра Сахарова убеждают скорее в обратном. Бюджет, сказал мэр, скроен так, что зависит от тех показателей, которые не связаны с турпотоком. «Это, например, налог на землю, который никак не зависит от туриста. Это налог на имущество физических лиц, он тоже с туризмом никак не завязан». И только налог на доходы физических лиц и его 10 процентов, которые достаются городу Суздалю, хоть как-то коррелируют с туристическим потоком.
Туристы ежегодно оставляют в Суздале почти 2,5 млрд рублей. Но из этой суммы, продолжает мэр, городу достается только 0,7 процента, около 17 млн. Причина — «перевернутая налоговая пирамида». Большинство собранных в городе налогов перераспределяется в федеральный и региональный бюджеты. Не стану утомлять читателя выкладками мэра, доверимся ему: он человек ответственный, на одном из всероссийских совещаний убеждал президента оставлять больше налогов историческим муниципалитетам.