Переезд власти
В начале марта страна празднует юбилей: ровно 100 лет назад у нас появилась новая старая столица — большевики перевезли правительство из Петрограда в Москву. Тайны этой спецоперации и ее символизм раскрывает «Огонек»
В юбилей исторического переезда стоит напомнить о его главной интриге: сам переезд — первый с петровских времен — проходил на тревожном, если не сказать катастрофичном фоне. Обстановка в Петрограде накалялась, было совершено неудачное покушение на Ленина (его машину обстреляли на Пантелеймоновском мосту, легко задело Фрица Платтена, который ехал вместе с Ильичём). И вот лидеры большевиков приняли решение о настоящей спецоперации по переезду — этот факт в целом известен. Гораздо меньше известно другое: само решение упало на подготовленную почву, еще летом 1915-го обсуждался проект переноса столицы из Санкт-Петербурга в… Киев, а затем идею переезда уже в Москву всерьез обдумывало Временное правительство.
— Перенос столицы в марте 1918-го был естественным следствием процесса ее разгрузки, начавшегося летом 1917-го,— поясняет старший научный сотрудник ИРИ РАН Владислав Аксенов.— С одной стороны, это было вызвано чрезмерной загруженностью столичной инфраструктуры, наплывом тысяч беженцев и дезертиров, с другой — военной опасностью, усилившейся после падения Риги в сентябре 1917 года.
Эксперт уточняет последовательность событий: еще Временное правительство начало эвакуацию отдельных учреждений и архивов в Москву, а обыватели всю осень и зиму 1917-го всерьез обсуждали, когда немецкие войска войдут в Петроград. Переговоры с немцами, начавшиеся в Брест-Литовске, никого не успокоили. Большевикам было известно: немцы установили контакты с представителями антибольшевистских белых сил и опасность сохраняется, даже несмотря на подписанный мир. В этих обстоятельствах, как подчеркивает эксперт, перенос столицы в Москву выглядел вполне естественным и закономерным.
Сам переезд был проведен в режиме спецоперации: к примеру, для дезинформации приняли специальное постановление… о ложности слухов о переезде. Затем пустили еще одну дезинформацию: мол, речь на самом деле о Нижнем Новгороде. И, наконец, нарочно изменили дату приезда в Москву. Говорят, всех подробностей не знал даже Ленин.
— Большевики к тому времени не чувствовали себя полными хозяевами положения,— уточняет Аксенов.— В некоторых провинциальных городах хозяйничали анархические элементы, на железнодорожных станциях скапливались вооруженные отряды дезертиров. Для предотвращения возможных эксцессов было принято решение не афишировать переезд.
Впрочем, это тоже не давало стопроцентной гарантии безопасности: рассказывают, что на станции Малая Вишера поезд столкнулся с другим, в котором с фронта возвращались матросы, на всякий случай их взяли под прицел пулеметчики, сопровождавшие правительство... Еще одна версия гласит, что поезд хотели подорвать эсеры, но запутались, где и какой искать. Интересно, что даже когда сам перенос столицы свершился, власти продолжали утверждать: это временно! Сам факт, если вдуматься, удивляет: Москва вновь стала столицей России тайно, а переезд был узаконен лишь несколько дней спустя — IV чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Некоторые эксперты даже видят в этом символизм: вот так, скрытно, страна отказалась от западного пути и пошла по другому, азиатскому. Это, впрочем, лишь одна из возможных точек зрения.
— Думаю, противопоставление «западного» Петербурга «восточной» Москве все же неверно,— считает, к примеру, завкафедрой политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) Василий Жарков.— Решение большевиков перевезти правительство в Москву было абсолютно прагматичным: город имел достаточную сырьевую базу, туда эвакуировали промышленные предприятия из занятых немцами районов империи, к тому же Москва была и до сих пор остается крупным транспортным узлом. Не стоит сбрасывать со счетов и пролетариат, который большевики считали своей основной социальной опорой. В Москве его позиции были очень сильны.