Отторжение обязывает
Немедовый месяц Михаила Дегтярева
Владимир Путин отправил депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Дегтярева успокаивать Хабаровский край 20 июля, пообещав принять врио губернатора «через месяц». Свидание не состоялось до сих пор, хотя месяц, совсем не медовый для господина Дегтярева, давно прошел. С хабаровской улицей, разгневанной арестом предыдущего главы региона Сергея Фургала, новый врио общего языка так и не нашел. Да он, по его же словам, вести «неконструктивные разговоры» и не собирался.
Легкий троллинг в зоне комфорта
Когда хабаровчане встретили назначенца Кремля плакатами «Дегтярев, уходи!», казалось, не выйти к этой могучей многотысячной силе, собирающейся каждую субботу у местного Белого дома, просто невозможно. Но что мог сказать этой толпе чиновник эпохи позднего Путина, когда навыком разговора с народом владеют избранные единицы?
Дегтяревское «не уйду, десять дней край без руководителя, накопилось много дел» было сразу передано протестующим через канал, показавшийся команде врио губернатора приемлемым — аккаунт в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Туда же, в соцсети, врио губернатора сгоряча отправил несколько провокационных месседжей в духе себя же самого периода Госдумы. Поддразнил горожан, называющих свои акции «кормлением голубей»: «Хабаровские голуби самые жирные и счастливые во всей России, их кормят хорошо». Записал в ответ на смешки по поводу своего фото в бане с Владимиром Жириновским: «Слушайте, я не знаю, с кем вы ходите в баню, я хожу исключительно с мужчинами, буду ходить и впредь».
Не меньше раззадорило публику заявление, которое Михаил Дегтярев сделал Сергею Шнурову, прилетевшему в Хабаровск снимать фильм о протестах для RTVI. «Вот есть у вас мнение Путина, мнение Жириновского и мнение хабаровчан. Какое мнение для вас будет главным?» — спросил музыкант, пытающийся быть журналистом. «А мнение всех этих трех субъектов не отличается ни по одному вопросу. Хоть любое возьмите, пальцем в небо ткните, они одинаковые»,— заявил Михаил Дегтярев так серьезно, что даже провокатор-Шнур подался вперед в кресле.
Самое же большое испытание репутации врио губернатора пришлось пережить по милости ФБК Алексея Навального. В расследовании, которое собрало более 6 млн просмотров на YouTube, родителей Михаила Дегтярева, врачей-пенсионеров из Самары, обвинили во владении имуществом, не соответствующим их доходам: большим домом в Подмосковье с якобы заниженной в документах площадью и 100-метровой московской квартирой. Недвижимость команда Навального оценила в 120 млн рублей. Михаилу Дегтяреву пришлось оправдываться: «Мои родители, продав все свое нажитое за всю жизнь имущество, а моему отцу, на всякий случай, 71 год, и они работали много за границей, построили дом в Подмосковье». Вы бы поверили? Вот и многие хабаровчане — тоже.
Продолжать в том же духе, разогревая страсти, было бы типичным для Дегтярева-депутата. Но к середине августа эпатировать он перестал. Теперь врио записывает обращения из губернаторского кабинета, касаясь лишь государственных вопросов. Тема «бани» и прочие неудобные попали в стоп-лист.
Журналисты, затронув их, рискуют столкнуться с отрицательными эмоциями. Так случилось с блогером Ириной Шихман, приехавшей вслед за Шнуром снимать свой фильм. В этом расследовании врио губернатора нервничает, а критики упрекают его за издевки, ставшие фишкой в первые дни пребывания в Хабаровске.
Фильм Ирины Шихман, собравший на YouTube более 1,3 млн просмотров за 10 дней, хорошо отвечает на вопрос, почему хабаровская улица так и не увидела Михаила Дегтярева. Точнее, увидела однажды, но как: в 11 вечера воскресенья, когда концентрация протестующих снизилась до нескольких десятков человек. «Я общаюсь через СМИ, через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), малые форматы. 20–30 человек — формат комфортный и безопасный»,— заявил Михаил Дегтярев блогеру Шихман.
Именно за эту «зону комфорта» он и старается не выходить. Встречается с проверенными выразителями общественных интересов: советом партий, советом ректоров, ассамблеей народов Хабаровского края, депутатами. Спортсмен-фехтовальщик почти двухметрового роста, побывавший в марте 2014 года в Крыму, вряд ли испугался толпы в Хабаровске. Просто у него навыки разговора с массами отсутствуют: не были раньше нужны. Поэтому ему подсказали другой, более «конструктивный» метод.
В октябре в Хабаровске впервые соберется народный совет при врио губернатора — совещательный орган с непонятными функциями. Михаил Дегтярев заговорил о нем после встречи с протестующими близ Ванино. «Михаил, вы почему прячетесь от людей?» — спросили врио губернатора участники автопробега в поддержку Сергея Фургала, когда Дегтярев остановил свой кортеж и вышел к людям. А он и пригласил их — в совет.
Чтобы попасть туда, кандидату нужно собрать 100 подписей, или более 250 голосов на региональном портале, или свыше 5 тысяч подписчиков в соцсетях. Позвать в совет может также сам Михаил Дегтярев. К 8 сентября, моменту окончания приема заявок, кандидатов было более 400. Эту аудиторию как следует отфильтруют, и представители протестной улицы, несмотря на формальное приглашение от Михаила Дегтярева, попадут туда вряд ли. Зато точно попадут, судя по всему, люди и так близкие к аппарату: помощники депутатов, видные общественники.
Трудности понимания
Попытки канализировать народный гнев, конвертировать его в политическую силу предпринимает не только Михаил Дегтярев. Депутаты Александр Каян и Петр Емельянов, блогер и бизнесмен, демонстративно вышедшие из ЛДПР сразу после назначения врио губернатора, но не сдавшие мандаты, уже создали свое движение «Голос Дальнего Востока». На днях молодые политики объявили, что намерены трансформировать его в партию для кампании-2021. Основные партии в выборах будущего года тоже поучаствуют. А Михаил Дегтярев, который мог бы вести себя как беспартийный, 31 августа получил от Владимира Жириновского бумагу, назначающую его координатором Хабаровского реготделения ЛДПР.