Валерий Фокин готовит спектакль-исследование о юности Сталина

Огонёк

«Он как оборотень»

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин готовит спектакль-исследование о юности Сталина. «Огонек» расспросил режиссера о подробностях замысла

Валерий Фокин осознает, что попытка объективного анализа истории вызовет недовольство и либералов, и консерваторов. Фото Александр Коряков

Этот спектакль планировался еще в прошлом году, он должен был встать в один ряд своеобразного исследования «феномена Октября » в Александринском театре в 2017 году — вместе с «Оптимистической трагедией », «Швейком», «Чуком и Геком». Почему не удалось его тогда поставить?

— Да, в рамках громких осенних премьер прошлого года такой спектакль был бы, конечно, очень уместен. Но так сложились обстоятельства, что спектакль пришлось перенести. Меня, впрочем, это совершенно не смущает. Потому что с каждым днем, с каждым годом фигура Сталина, к сожалению, становится все актуальнее для нашего общества. Премьера спектакля, думаю, состоится где-то в начале 2019 года.

— В интервью вы говорили о сотрудничестве с драматургом Артуром Соломоновым, который изучал эту тему по просьбе театра…

— Сама идея родилась у меня года три назад. Мне захотелось исследовать механизм — как рождается Сталин и одновременно — это неизбежно — исчезает человек по имени Джугашвили. Мы привыкли его видеть совершенно определенным образом; это, конечно, не случайно. Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью. Все слабости, сомнения, в том числе и бандитские нападения, и сложные отношения с матерью… Он ведь с ней фактически прекратил общение, только в письмах. Я думаю, он не общался с ней еще и потому, что не хотел воспоминаний детства. Его мать однажды дала интервью, которое ему не понравилось. Она рассказала там, в частности, как он в детстве плакал, прибегал к ней в слезах — нормальные такие, вполне человеческие вещи. С его точки зрения таких откровений быть уже не могло; он не мог выглядеть слабым даже в глазах матери. Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости — еще до ссылки.

Безусловно, в этом исследовании нам очень помог и Артур. Поначалу, когда я ему предложил поработать над этой темой, мы сразу договорились, что не собираемся выносить приговор или оправдывать. И в результате была собрана интереснейшая фактология, написана некая литературная канва, которую театр и взял в работу и которую мы начали разрабатывать все вместе. Все, кто занят в спектакле. Такой, знаете, практически лабораторный опыт…

— Говорят, обычно вы не пускаете драматургов на репетиции.

— Да, честно говоря, я этого не люблю. Мне всегда казалось правильным, чтобы драматург увидел свое произведение уже готовым. Но в данном случае мы решили пойти другим путем. Путем лаборатории современной пьесы. На начальном этапе присутствовал и Артур. Мы вместе с артистами сочиняли текст по ходу репетиции, анализировали получившееся, меняли при необходимости. Но за основу будут браться и другие тексты, а также сюжетные и фактологические наработки. Совсем скоро начнется следующий этап. Репетиции другого качества, наверняка еще придется что-то менять. Но это нормально.

— В таких случаях употребляют известный штамп — испытываете «сопротивление материала»? И сама фигура, и вся энергия вокруг? С этим связана переработка?

— Не то что сопротивление… Переработка связана с тем, что я считаю правильным, разрабатывая эту сложнейшую тему коллегиально, пройти весь путь вместе с артистами, начиная с «нулевого цикла» и заканчивая премьерой. Собирая вместе наш спектакль как сюжетно, так и «словесно». Найти вместе единственно возможные слова и верную интонацию. Но одновременно и избежать крайности. Это вообще нам свойственно, русским, мы все время теряем чувство баланса. Откуда это берется, непонятно. Я и по себе это знаю, хочется иногда дойти до края. Только тогда чувствуешь себя гармонично. А когда ищешь середину — тяжело. Причем я понимаю, что такой подход к личности Сталина вызовет еще больше разногласий. Еще спектакль не родился, а я уже читал некоторые высказывания в духе — ну что режиссер может сделать? Конечно же, он нашего великого обязательно обложит, обсмеет, очередной пасквиль. Это одна точка зрения.

— Уже обсуждают спектакль?

— Да. Которого, заметим, еще и в помине нет. Есть и другая точка зрения: ну это же заказ, понятно, конечно, он это берет специально. То есть срединная позиция, которую мы сейчас пытаемся выстроить, вызовет еще больше вопросов, как ни странно. Одним будет недоставать «отсутствия крыльев», другим — «мало ада». Это потрясающая вещь, но время такое сегодня: тотальная поляризация. И я не уверен, что в ближайшие годы это как-то изменится. Я сейчас даже не говорю про общее настроение в стране; но внутри, в театральном мире все то же самое. Мы настолько разъехались друг с другом, перестали дискутировать — это для нашей среды просто катастрофа. Если уже во время прямого эфира о Сталине люди бьют друг друга в лицо, значит, как говорят в народе, гиря до полу доехала.

— Артур Соломонов высказал такую мысль: с помощью одних только реалистических приемов раскрыть личность диктатора не получается. Сталкиваясь с алогичным, приходится и самому прибегать к алогичным методам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делает Galaxy S9+ действительно крутым? Что делает Galaxy S9+ действительно крутым?

Мы пользовались новым Samsung в размере «плюс» две недели

GQ
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Питаемся по типу фигуры Питаемся по типу фигуры

Яблоко, груша, банан… Это не натюрморт и не призыв к веганству, а типы фигуры

Лиза
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
«Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?» «Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?»

Председатель ФРП Антон Данилов-Данильян — о здравом подходе к импортозамещению

Монокль
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
Открыть в приложении