«Недавно была взломана олимпиада первого уровня»
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина — о том, как пандемия повлияла на школы и вузы
На минувшей неделе была предпринята очередная попытка вернуть детей за парты — вторая за минувший год образовательной удаленки. Среди других особенностей странного учебного года — нестандартный ЕГЭ, о результатах которого судить просто невозможно, специфическая поступательная кампания в вузы и не менее удивительная дистанционная учеба студентов. О том, чему и как учат сейчас в школах и вузах, «Огонек» поговорил с Ириной Абанкиной, директором Института развития образования НИУ ВШЭ.
— Минпрос уже сообщил, что и в этом учебном году, как и в прошлом, дети будут сдавать только два ЕГЭ. И только те, кто собирается поступать в вузы. Между тем о результатах прошлогодней приемной кампании нам мало известно. То, что обычно презентовалось с большой помпой, в этот раз фактически не обсуждалось. Что это было?
— В первую очередь отмечу растерянность абитуриентов и их родителей. И причина в том, что вузы, вместо того чтобы заранее, как это было всегда, обсуждать с ними условия поступления, действовали с сильным опозданием. Диалога с родителями просто не было. И понимание того, как будет происходить прием в вузы, оказалось размытым. Многие выпускники, которые в обычной ситуации сдавали бы ЕГЭ и поступали в вузы, в прошлом году сошли с дистанции. Конкурсы, естественно, снизились. При этом престижные вузы Москвы и Петербурга смогли, как и прежде, отбирать ребят с высокими баллами ЕГЭ. И даже укомплектовать платный набор на прошлогоднем уровне.
— И пандемия не помешала?!
— Скорее помогла. К поступлению в такие вузы семьи готовятся за год, за два, и изменить планы подготовки довольно сложно. Поэтому семьи старались сохранить выбранную стратегию поступления. А вот семьям, которые собирались обучать детей за границей, пришлось корректировать планы (а таких ребят немало, до пандемии на учебу за границу уезжали не меньше 20 тысяч человек каждый год.— «О»). Иностранные посольства прекратили в 2020 году выдачу виз для учебы, их давали только тем, кто уже там учится. Поэтому «невыездные» абитуриенты, которые не смогли поступить на бюджет, пошли на платное.
— В прошлом году были увеличены контрольные цифры приема (КЦП) в региональные университеты. В столичных вузах прием остался прежним. Стал ли меньше поток абитуриентов из регионов в столицу?
— Действительно, в регионах добавили бюджетные места, чтобы ребята оставались дома. Но многие все-таки поехали в Москву. И здесь они столкнулись с серьезной проблемой. Мы перед Новым годом проводили специальное обследование первокурсников из других регионов. Оказалось, что тем, кто поступил на бюджетные и платные места, просто негде жить. На время дистанционки общежития закрылись. Ребята пытались объединяться и вместе снимать квартиры, но такого жилья оказалось мало, и оно было дорогое. К тому же студенческие проездные были заблокированы. Кафе и столовые закрыты. Какой смысл оставаться в Москве и учиться дистанционно? Многие, особенно студенты технических вузов, таких как МАИ и МЭИ, задумались: не лучше ли вернуться домой? В регионах есть близкие по профилю вузы и не хуже. Из-за этих проблем многие вузы, в основном технические, потеряли часть студентов.
Кстати, попутно выяснилось, что наши студенческие общежития совершено не приспособлены к учебе. Интернета часто нет. Подключиться к библиотеке невозможно. Да, общежитие — место, где студент может отдохнуть, поесть, постирать. Но обеспечить безопасную дистанцию там не получается. Соблюдать необходимые санитарные нормы тоже. Поэтому общежития во время пандемии и закрыли. В такой ситуации, конечно, лучше учиться в своем регионе, жить дома. Думаю, семьи учтут все эти обстоятельства в будущей приемной кампании 2021 года.
— Был ли недобор студентов на бюджетные места в 2020 году в вузах второго ряда?
— Нет, Минобрнауки об этом не заявляло. А вот платные наборы снизились. И в целом доходы вузов второго ряда упали. В три раза увеличилась выдача банками образовательных трехпроцентных кредитов. Но все равно, честно говоря, тут цифры очень маленькие — 3 тысячи кредитов в 2020 году.
— Можно сказать, на сколько снизился спрос на платное обучение?
— Пока это трудно сделать. Итогов по региональным вузам пока еще нет, мы надеемся вскоре их получить. Но вузы уже говорят о 10–15-процентном снижении доходов.